На главную страницу                                                                                                                                             Следующая страница

 

 

Национальные мотивы в художественных произведениях

 мастеров резьбы по дереву в фондах музея. 

Коллекция  декоративно-прикладного  искусства  в фондах  областного этнографического  музея  делится  на несколько  подколлекций .  Одна из них объединяет  изделия  мастеров  Восточно-Казахстанской  области, использующих  в резьбе  по дереву  казахские  национальные мотивы. В подколлекции  - работы  профессиональных  художников  и народных, самодеятельных  мастеров. 

Этнографическим  музеем  проводится  большая работа   по  возрождению  народных ремесел  и искусства. Лучшие работы  мастеров  хранятся  в фондах  музея, характеризуя  мастерство, талант и фантазию каждого автора,  продолжающего  и развивающего  старые  традиции. У каждого  мастера- резчика  есть  любимая тема, но  предпочтение  отдается  казахскому  народному  эпосу, поэтическим легендам  и сказкам  казахов. Увлечение  историей, этнографией  также  нашло отражение  в их творчестве:  многие скульптуры и композиции , панно и сувениры  передают картины природы нашей страны, ее истории, знакомят  с жизнью  и бытом   казахского народа  в прошлом.

Изделия  мастеров, использующих  в качестве материала  дерево, отличаются  большим профессиональным  мастерством.  Резчики  умело выявляют  красоту дерева,  используя его пластические  свойства, применяя различную технику  обработки,  орнаментику, декор.  Успешно осваивают  природные  возможности  материала,  подчеркивают  скрытые  возможности дерева -  древнейшего, но всегда  современного материала.

Для усиления  природных  свойств  дерева  резчикам  приходится  делать  обогащение  текстуры  химическими средствами:  подкраской, тонированием, лакированием.  Применение  лакового  покрытия  на предметах  необходимо  для выявления  сложной формы, структуры  световыми  бликами. Матовая  поверхность  как бы  освещается  внутренним  светом, придает  изысканность предмету.  Тонирование  дерева - разнообразит  цветовую  гамму, а подкраска   передает  и усиливает  сложность резьбы. 

Многие  мастера  применяют  на своих  изделиях  вощение (пчелиный воск, растворенный в скипидаре).  Вощение до сих пор  остается  в числе  самых  высококачественных, устойчивых и красивых  покрытий.  Но это и самый  трудоемкий  способ, который не поддается  механизации.  Хорошо натертая поверхность  имеет   ровный, приятный  лоск и  глубоко проявленную, сочную, яркую  текстуру. Вощение применяется  обычно  для уникальных работ.

Резьбой  по дереву  увлекались  издавна, она была  любимой  почти  у всех народов.  Это  едва   ли  не самый  древнейший  вид декоративно- прикладного  искусства. Пройдя долгий  и сложный  путь, резьба  по дереву   пережила  свой  пик.  И сейчас  осталось  немного  настоящих  и первоклассных  мастеров, т.к. это ремесло  требует  многолетней  выучки и не поддается  механизации, весь процесс  проводится  вручную.  У мастеров  существует  различные  способы  и приемы  украшений  своих изделий  резьбой:  и геометрическая (трехгранно-выемчатая),  и скобчатая (чешуйчатая), и  контурная (графическая ), и плоскорельефная  (с подобранным фоном), и ажурная (сквозная), и объемная    скульптурная  (гладкая, фактурованная).  Один из важнейших  приемов  при создании  скульптур, композиций  - склеивание.  В местах  соединения  детали тщательно шлифуются, чтобы  достичь  абсолютного    примыкания  без зазоров  и щелей.

Токарная обработка  - это еще  один из старинных  способов  изготовления  изделий  из дерева, при котором  выявляются  своеобразные  декоративные  свойства материала. При токарной  обработке отчетливо  выступает  неповторимый рисунок   слоев  древесины, изделия  получаются  лаконичные, но выразительные.

Древесина - материал  живой, теплый, и очень  отзывчатый  на добрые и умные  руки мастера.  И тому подтверждение - коллекция  изделий  из дерева в фондах  музея, созданная  руками  мастеров Восточно-Казахстанской области.

Курдаков  Евгений Васильевич. Родился  в 1940 г. в городе Оренбурге. Работал  реставратором, старшим научным  сотрудником  этнографического музея, флористом-декоратором. Е. В. Курдаков - член  Союза писателей  России, автор  девяти  книг стихов  и прозы, в.ч. популярного исследования "Лес и мастерская", а также  перевода  знаменитой  "Влесовой  книги", художник, скульптор-флорист, участник  и лауреат  многих  региональных  и всероссийских  художественных выставок, автор нескольких  экспозиций  парковой  скульптуры, литературовед, автор и соавтор множества  публикаций  в сборниках, альманахах,  краевед, действительный  член-корреспондент  Петровской  Академии  Наук  и  искусств, лауреат Всероссийской  Пушкинской  премии "Капитанская дочка"  за 1998 г. , лауреат  Всероссийского  поэтического  конкурса, посвященного 200-летию  А.С. Пушкина за 1999 г.

Источником  вдохновения  и создания  скульптур и панно послужил  Казахский  народный эпос, народные сказки, легенды.  Главные действующие  лица - батыры, вырезаны  Курдаковым  в казахских  национальных  костюмах.  Чаще  других пород деревьев, мастер  использует  кедр. Кедр не требует  специальной  обработки, травления  или подкраски, имеет богатую  структуру, приятный  буровато-коричневый  оттенок и отличается  отменными резьбовыми  качествами.  На утолщенных  кедровых досках  мастер наносит  рельефное изображение  своих героев. Иногда дерево тонирует  в более  темные тона. В коллекции  музея  скульптура  "Ата", которая  в 1977 г. на выставке произведений  народного творчества  в  Москве была отмечена  дипломом, панно "Батыр", панно "Ата",  панно "Поединок".

Бубекбаев  Байболсын Калтаевич, 1953 г. рождения, уроженец  Талды-Курганской области. В 1979 г.  окончил  Алма-Атинское  художественное училище  отделение прикладное  искусство, по специальности  ювелир. В 1979 г.  по направлению  работал  художником моделирования  на Усть-Каменогорском опытно-экспериментальном заводе "Оютас" по деревообработке, с 1980 г. начальник  Лениногорского филиала  завода "Оютас". В 1983 г.  - модельщик  на ремонтно-механической  базе Лениногорского  полиметаллического  комбината.  Резьбой  занимается    с 1979 г.  Тематика  его работ  - казахский  эпос, казахские  национальные обряды и т.п.  В истории искусства  художники  и мастера часто  обращались  к теме материнства. Увлек этот образ  и  Б.Бубекбаева Так появились  в фондах  музея  панно "Мать", панно "Материнство".  Казахские поэтические  легенды  и сказки нашли  отражение в творчестве мастера  в виде  панно "Аксакал", "Старик", "Маска".

Раппопорт  Валерий  Соломонович.  Родился  в 1942г. в г. Новосибирске.  В 1969 г. окончил Ленинградское  художественно- промышленное  училище им. Мухиной  отделение  монументально-декоративной скульптуры.  Член Союза художников  СССР с 1971 г.

Творчество В.С. Раппопорта  представлено скульптурами "Три поколения", "Старый чабан". Скульптура "Три поколения"  - комбинированная, склеена из отдельных  частей сосны.  Мастер использовал  для усиления  цвета  слабую тонировку. Название  скульптуры  как нельзя  точно отражает основную  идею работы - преемственность , а также  более  глубокую  - философскую, быстротечность времени, скоротечность человеческой жизни, в которой  нужно   делать  Добро.  Мастер воспевает  красоту человека в разные периоды  жизни.  Композиционно скульптура объединяет  четыре фигуры: всадник  и конь, старец  и ребенок.

Скульптура  "Старый чабан"  - отражение жизни и быта казахского  народа.  От скульптуры  веет  теплом и добротой.

Коробков Александр Иванович. Родился  в 1944 г. в  г.Рубцовск  Алтайского края. Окончил  в 1968 г. Ташкентское  художественное училище по классу  живописи. Член Союза  художников  СССР и Союза  художников  Казахстана  с 1976 г. Работал в Доме Художника  г. Усть-Каменогорска, занимался  резьбой по дереву. В 1986 году принимал  участие в выставке мастеров-умельцев, проходившей  в г. Алма-Ате на ВДНХ Каз. ССР, награжден дипломом  ІІ степени. В фондах  музея  находятся  работы  А. И. Коробкова,  выполненные  им под впечатлением  поездки на джайлау: панно "Земляки", панно "Чабан". Композиция "Бараны" была задумана после творческой  командировки по районным центрам  области.  Все работы мастера  проникнуты  теплом и дружбой  к казахскому народу.  

Зайцев Виталий  Владимирович. Родился в 1948 г. в г. Семипалатинске, Окончил Семипалатинский  медицинский  институт отделение  хирургии. Работал хирургом в больнице. Резьбе по дереву  обучился  самостоятельно. Принимал  участие в выставках  декоративно-прикладного  искусства, а также  в 1985 г. в Москве в павильоне  "Казахстан"  на фестивале  молодежи и студентов мира.

Казахская легенда  о "Баян-Сулу и  Козы-Корпеше" вдохновила  В. Зайцева на создание  панно  "Баян-Сулу". Мастер воспевает  всепобеждающую  силу любви, красоту и верность Баян-Сулу.  Панно "Казахский аул"  - полная  картина , изображающая  быт  казахского аула.  От панно веет  грустью о прошедших временах  и в тоже время  радостью  жизнеутверждения. Панно  "Казахский Жиренше" выполнено  в озорном, шутливо-сказочном жанре. Панно  - маска   отражает жизнелюбие, хитрость, мудрость острослова.

Акулов  Владимир Савельевич. Родился  в 1956г. Окончил в 1980 г. Косовское училище художественных  промыслов  отделение художественной обработки дерева.

Коллекция  В.С. Акулова представлена  виртуозно выполненным кумысным набором и отдельными  ожау.  Для своих  изделий мастер использует  разные породы дерева: дуб, орех, красное дерево. Основные виды декора:  резные рельефные растительные узоры, инкрустация  насечкой  металлической нитью, аппликация  костяными и металлическими  фигурными пластинами, ажурные  прорезные  накладки из металла. Орнаментальные узоры  резьбы мастер гармонично связывает с формой изделия.

Традиционно  посуда  казахов  была без декоративных  украшений. Декорировалась только посуда  для кумыса. В.С. Акулову особенно  удалась  коллекция  кумысной посуды. Коллекцию В.С. Акулова  дополняют работы  Вансовича Владимира  Алесандровича, 1967 г. рождения, уроженца г.Алма-Аты. Образование - средне-специальное.

В 1986 г. окончил  СПТУ №9 по специальности  столяр-станочник. С 1989-1992 гг. работал  на Ульбинском металлургическом  заводе. Резьбой  по дереву стал  заниматься  под руководством  Агеева Владимира  Петровича, известного  в г. Усть-Каменогорске, мастера-резчика.

Ожау  В.А. Вансовича отличаются  декоративностью, более стилизованы, чем ожау В.С. Акулова. В. Вансович использует  кедр и ясень. Ручка некоторых  ожау украшены объемной резьбой: голова барана, голова кота.

Войцеховский  Олег Семенович. Родился  в 1960 г. образование средне-специальное, окончил профессионально-техническое  училище.  Работал плотником. Резьбой по дереву  стал заниматься  с 1993 г.  В качестве  материала  использует  березу. На изделиях применяет  тонировку, вощение. Сувениры "Аксакал", "Батыр", "Кыз", "Апа"   вырезаны  по мотивам  казахских народных сказок в технике  маховой резьбы, под влиянием  творчества  мастеров богородской резьбы.

Мастера богородской игрушки обогащали  поверхность изделий сплошным фактурованием  полукруглыми стамесками. Благодаря  этому и выработался  тот особый богородский стиль народной резьбы, который  ни с чем не спутаешь. Сувениры  Войцеховского  легко  узнаваемы, просты, но в тоже время интересны.

Жанбосинов Бакыт Оралбекович, 1912 г. рождения, самодеятельный  мастер. Передал в дар музею панно "Кюйчи".

Г.М. Смагулова

 

Вверх