На главную страницу
 

 

Культура не знает границ

 

В рамках Международной научно-практической конференции «Межкультурный диалог в условиях приграничного сотрудничества: опыт Ассамблеи народа Казахстана и перспективы развития» открылись сразу две выставки в Восточно-Казахстанском архитектурно-этнографическом и природно-ландшафтном музее-заповеднике. 

В торжественной церемонии открытия приняли участие заместитель акима области Махат Садыков и заведующий секретариатом Ассамблеи народа Казахстана по  ВКО Тусипхан Тусипбеков.

    Гжель, матрешки и джюнь-джюнь

«Единое наследие Алтая» – выставка под таким названием красочно отразила культурное сотрудничество, приграничный диалог между нашим музеем и музеями, фондами  России, Китая, Монголии и Республики Алтай. Поразило внушительное количество представленных экспонатов – свыше четырехсот!

Что-то было преподнесено в подарок мастерами Художественного фонда Ленинграда (Санкт-Петербурга), заводами и производственными объединениями Гжели, Хохломы Российской Федерации. А что-то сотрудники музея-заповедника привезли из экспедиций, в частности, в Баян-Ольгийский аймак Монголии.

Каждая в отдельности экспозиция в выставочном зале «Алтай» представляла собой магически-притягательный уголок самобытной национальной культуры.

     

Прикладное искусство России воплотилось во всемирной известных гжельских изделиях и хохломской росписи. Фарфоровые статуэтки, сервизы с нарядной синей росписью  очаровывали. Ощущение присутствия сказки создавали матрешки, шкатулки, кухонная утварь из дерева, покрытые золотым хохломским узором. Производили впечатление и гобелен «Радуга»– яркая ручная работа, состоящая из пяти частей, и два батика под единым названием – «Моя Россия», символизирующие народные истоки творчества. В экспозиции национально-прикладного искусства Республики Алтай полет фантазии навевали разнообразные изделия из бересты: шкатулки, сосуды. Посетители смогли также познакомиться  с особой прелестью красок,  рисунка алтайской росписи.  

Совершенно иной мир открывала экспозиция, посвященная искусству Монголии. Подумать только – сколько тайн и загадок хранили в себе древние экспонаты!

Самые ценные и уникальные приобретения музея  – бронзовый колокол XVII века, найденный в окрестностях буддийского монастыря Аблаинкит, и курительная серебряная трубка XVIII века. Собрано много культовых предметов – ритуальные сосуды из бронзы, фарфоровые фигурки, маски буддийского бога Шридэви.

Приятно окутывала атмосфера китайской культуры в следующем экспозиционном зале. Шелк, фарфор, причудливые иероглифы будили воображение, ласкали глаз своей изысканностью, восточной утонченностью. Любопытный факт в истории развития торговых отношений Восточного Казахстана и Китая заключал в себе экспонат под названием «джюнь-джюнь», выполненный из кожи и оплетенный веточками ивняка. В этой емкости китайцы перевозили контрабандный спирт в Заисан.

Долгосрочный проект «Музеи без границ», осуществляемый нашим музеем-заповедником, способствовал налаживанию не только культурного взаимообмена с музеями приграничных государств, но и сотрудничеству с Посольствами в Казахстане.

         Посланцы Китая

При содействии Посольства Китайской Народной Республики в выставочном зале по улице К. Касенова открылась выставка китайских кукол – «Персонажи Пекинской оперы». Они были изготовлены мастерами студии «Юаньди» (г. Тяньцзин) специально для этого проекта. Чести первым демонстрировать милые тряпичные экспонаты в Казахстане был удостоен Восточно-Казахстанский музей-заповедник. 60 кукол – это миниатюрные копии  персонажей Пекинской оперы. 

Они словно живые – так искусно точно переданы мимика,  жесты, походка  китайских артистов. Высокому мастерству авторов кукол поражаешься и в воссоздании роскошных костюмов, причесок, аксессуаров. Это тебе не Барби, а настоящее произведение искусства!

У восточных кукол, как и в восточной культуре в целом, все имеет объяснение! У персонажей, представленных на выставке, как и у актёров – четыре основных амплуа. Шэн и Дань – это мужчина и женщина, Чоу –  клоун, без него не обходится ни одна пьеса,  Цзин изображает человека сильного и волевого. Особое значение играет цвет лица, грим.  Так, белая маска у коварного обманщика,  красная– у честного и благородного героя, золотая  – это признак божественности.

Любуясь персонажами Пекинской оперы, посетитель знакомится  с лучшими  ее произведениями – «Легенда о белой змейке», «Переполох в небесном дворце», «Прощание с наложницей» и другими.  

...Недаром Алтай называют колыбелью этнически разных племен и народов, местом пересечения различных традиций и верований. Постигая культуру наших соседей – России, Республики Алтай, Монголии и Китая через представленные экспонаты двух запоминающихся выставок, удивляешься – насколько это нам, восточноказахстанцам,  близко.

Дарья ШАВЛЕВА. Журналист областной газеты Рудный Алтай". Фото Сергея СУРОВА

 

 

АЛТАЙ - КУЛЬТУРНАЯ КОЛЫБЕЛЬ

 

            Сразу три новые примечательные выставки открылись на прошлой неделе в музеях

г. Усть-Каменогорска.

В залах экспозиционного корпуса по ул. М. Горького, 59 разместились коллекции из фондов музеев-участников Международной научно-практической конференции «Межкультурный диалог в условиях приграничного сотрудничества: опыт Ассамблеи народа Казахстана и перспективы развития».

Проходивший 10-12 декабря в Усть-Каменогорске форум обобщил опыт культурного и научного сотрудничества учреждений Республики Алтай и Алтайского края, Алтайского автономного района Китая, Баян-Ольгийского и Ховдского аймаков Монголии и Восточно-Казахстанской области РК.

Новая выставка «Единое наследие Алтая» стала яркой иллюстрацией добрососедских взаимоотношений этносов, для которых Алтай является исторической колыбелью и общим домом сегодня. Посуда, вышивки, роспись по дереву, лаковые миниатюры, национальные костюмы, предметы быта и культа - всего 426 экспонатов, изделий декоративно-прикладного искусства, заботливо собранных работниками музеев в различных уголках Алтая - это многоцветная палитра культурных традиций, мастерства народов, живущих в дружбе и плодотворном общении многие столетия.

«Как бы ни был прекрасен день сегодняшний, он нуждается в опыте дней минувших», - сказала на открытии экспозиции зам. директора по экспозиционно-выставочной работе выставочным отделом ВК областного этнографического музея Тамара Николаевна Быкова. Опыту добрососедства культур и народов учит новая выставка.

   

ВК областной этнографический музей всегда, и особенно в последние годы, отличался от других музеев Казахстана стремлением к широким межкультурным связям, становился инициатором различных совместных международных проектов - фестивалей, конференций, обменных выставок. Благодаря нашим этнографам устькаменогорцы имели возможность познакомиться с самобытным искусством России, Индии, Кореи, Монголии, Ирана, и наша область стала настоящей международной школой-мастерской культурного сотрудничества.

Очередной вехой этого направления работы можно считать очень яркую и колоритную выставку «Персонажи пекинской оперы», разместившуюся в экспозиционном зале по ул. К. Кайсенова, 67 при содействии Посольства КНР в Республике Казахстан. Существующая с 2001 года коллекция из 60 кукол, до мельчайших деталей воспроизводящая наряды, грим и атрибутику классических героев своеобразного древнекитайского театрального искусства, объехала полмира и теперь впервые гостит в Казахстане - в Усть-Каменогорске.

Золотоликие божества и народные герои, императорские наложницы и полководцы, телохранители и певицы; женщина-полководец династии Северный Сун Му Гуйин и известный своей честностью чиновник Бао Гжэн - все они ждут усть-каменогорских зрителей на свое необычное представление в древнекитайском духе. Поспешите на премьеру пекинской оперы в Усть-Каменогорске.

***

12 декабря состоялось открытие выставки «Культура древних кочевников Казахского Алтая» в Восточно-Казахстанском областном историко-краеведческом музее. Экспонаты выставки - плоды последних раскопок на всемирно известных Берельских курганах ВКО: конское снаряжение, фрагменты кожаных и войлочных покрытий седел, деревянные фигурки животных, ритуальные предметы и др. Для демонстрации находок из Берельских курганов в музее специально оборудован зал.

ВЛАДИМИР ЩЕГЛОВ (газета «Алма ВК»)Фото Сергея СУРОВА

 

Вверх