На главную страницу
 

 

"И НАВЯЖИ ИХ В ЗНАК НА РУКУ ТВОЮ,

И ДА БУДУТ ОНИ НАЧЕРТАНЫ МЕЖ ГЛАЗ ТВОИХ..."

 

Музейная коллекция культовых предметов пополнилась еще одним экспонатом, единственным в своем роде. Это тфилин (от "тфила" - молитва) - предмет первой необходимости верующего еврея. Тфилин представляет собой два кожаных коробка с ремешками, возлагаемых евреями на голову и на левую руку во время молитвы "шахарит", во исполнение мицвы - заповеди Торы.

Как попал этот чисто еврейский предмет в наш город, который никогда не отличался большим количеством еврейского населения?

Это случилось в годы Великой Отечественной войны. В числе эвакуированных в ВКО из прифронтовой полосы оказалось много евреев. Только коммунистов, прибывших вместе с семьями, насчитывалось около тысячи человек, а сколько было беспартийных!  В 1941 году в г. Семипалатинск в числе эвакуированных вместе с семьей попал Иосиф Абрамович Рижский (1882-1976), владелец тфилина.

Глубоко верующий человек, до революции он был учителем в еврейской школе, где обучал детей основам иудаизма. Участник Первой мировой войны. Перед Великой Отечественной жил в г. Днепропетровске. Когда началась война, вся семья эвакуировалась в Восточный Казахстан. С собой взяли самое дорогое, а для верующего человека одним из таких предметов был, конечно, тфилин.

Познакомимся с этим экспонатом, возраст которого без малого составляет сто лет. По законам иудаизма, каждый еврейский мальчик с 13-ти лет начинает надевать тфилин, в котором он молится по будням. Почему именно в 13 лет? В Торе сказано: "В тринадцать лет - исполнять заповеди". Первый день надевания тфилина, день тринадцатилетия, называется "бар мицва", и отмечается он торжественно и празднично, как день свадьбы.

Тфилин представляет собой две коробочки - футляры (батим), изготовленные из цельного куска кожи, и кожаные ремешки, ширина которых должна равняться длине ячменного зерна. Коробочки должны быть определенного размера и вместе с ремешками выкрашены в черный цвет. Наружные, обычно картонные футляры, и сумочка для тфилина красиво и аккуратно изготовлены.

Заповедь о тфилине записана в Торе, где сказано: "И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они начертаны меж глаз твоих".

Футляры содержат пергаментные свитки с библейскими изречениями. Прошиты футляры бычьими жилами и удерживаются на руке и голове ремешками, которые имеют особые узлы - на голове в виде буквы "далет", а на руке - "йод". Коробочки отличаются между собой тем, что ручная имеет свиток, вложенный в одно отделение, а головная имеет четыре отдельные секции с самостоятельными свитками.

Содержание свитков идентично, а суть начертанных на них библейских изречений в том, что, во-первых, мы во всем подчиняемся воле божьей, во-вторых, согласны выполнять все его заветы, а также содержат рассказы об исходе евреев из Египта и божественном провидении. Ручная одевается точно на предплечье левой руки выше локтя, чтобы узел тфилина находился против сердца.

Головную помещают на голову, над мозгом, строго симметрично относительно глаз. Мозг и сердце - средоточие мыслей и чувств человека, и чтобы уберечь их от всякого зла, нам и даны четыре выдержки из Торы.


В старину мудрецы говорили: "Тфилин требует чистого тела..." Нельзя спать в тфилине, нельзя отвлекать свое внимание от него, нельзя также есть, смеяться и разговаривать, когда на тебе тфилин. При возложении тфилина, его необходимо поцеловать.

Женщина не имеет права прикасаться к этому священному предмету.

Снимают тфилин с себя, стоя. И еще, тфилин возлагают лишь по будням. Дело в том, что у еврея есть два свидетельства, подтверждающие его принадлежность к еврейскому народу. В будни ими являются знак священного завета (обрезание) и тфилин - первое свидетельство. Вторым свидетельством того, что человек является евреем, служит почитание субботы, как дня отдыха, а также всех остальных праздничных дней.

          


Владелец тфилина - И.А Рижский. умер в Усть-Каменогорске в 1976 году в 93 года. Это был один из образованнейших людей Казахстана в области иудаики.

И до конца жизни он оставался истинным иудеем, т.е. до 1976 года тфилин был в "работе". Владелец тфилина знал в совершенстве идиш и иврит. Его сын Моисей Иосифович Рижский - профессор Новосибирского университет. Внук Борис Симхович Вайсберг - писатель, издатель еврейской газеты "Штерн" г. Екатеринбурга, автор 14 книг. В книге "Щит Давида на запасном пиджаке" он вспоминает: "Мой дед Иосиф-Алтер Абрамович Рижский был мастер на все руки.

Умел клеить резиновую обувь и подшивать валенки, разводить ножовку и точить ножи, сколотить этажерку, переплетать книги. Его руки сильно выручали нас в эвакуации. А еще дед играл на духовых инструментах. Составлял календари еврейских праздников". Областной этнографический музей сохранил сведения за 1914 год, когда в Семипалатинске числился еврейский молитвенный дом. Здание сохранилось, но, к сожалению, собираются в нем не иудеи, а публика, жаждущая праздника и развлечений.
На сегодняшний день в области нет действующей синагоги. Не так давно в музее были лишь единичные экспонаты, характеризующие еврейский этнос в области, но сейчас ситуация изменилась. И будущая выставка "Под единым шаныраком" продемонстрирует комплекс еврейских предметов. И мы узнаем еще об одном народе, живущем рядом.
 

Нина КРУТОВА научный сотрудник отдела этнографии

народов и малочисленных этнографических групп.

Вверх