На главную страницу

 

 

Культура народов Восточно-Казахстанской области

 

Написать письмо:  etnografia-2011@yandex.ru

Ту-би-Шват – Новый год деревьев

 

В еврейском календаре четыре новых года.  Среди них не только новый год людей Рош-а-Шана, но и новый год деревьев Ту би-Шват. Бытует легенда, что когда-то обиженные деревья обратились  к Всевышнему, чтобы он назначил и для них новый год.

Выбор пал на 15 число месяца шват, поэтому название праздника «Ту би-Шват» в переводе с иврита обозначает дату – 15-ый день месяца шват.  Выбор сделан не просто так. Именно в этот день (в 2011 году праздник выпадает на 20 января) дерево начинает свой жизненный цикл. С 15 швата оно начинает не только питаться тем, что ему дает земля, но и пускает корни глубже, ветки выше, листья гуще. А самое важное: в глубине дерева завязываются  и наполняются жизненными соками его плоды. То есть с этого дня дерево не просто берет то, что ему дает земля, оно готовится отдать нам, людям, то, что накопило за долгие месяцы. 

Каковы истоки этого праздника? В Торе Ту би-Шват вообще не упоминается.

Впервые с этой датой мы встречаемся в Мишне. Мишна – это основной свод законов Галахи, древнего еврейского законодательства.

В трактате «Рош-а-Шана» сказано: «Существует четыре новолетия: 1-е нисана – новолетие для царей и праздников, 1-е элула – новолетие для десятины из скота, 1-е тишрея – новолетие для годов обыкновенных, 15-е швата – новолетие для насаждений и овощей». В древнем еврейском государстве существовал налог на поле каждого земледельца и на плоды его сада.

Этот налог был установлен властями на нужды Иерусалимского храма. Налог назывался «маасэр» - десятина: десятую часть урожая земледелец отдавал служителям Храма, не имеющим земельных наделов.

Еще одну часть урожая отдавали в пользу бедных и нуждающихся («вторая десятина»).

Необходимо было установить новолетие для вычисления этого налога.

Как в наше время существует понятие «финансовый год», начинающийся в определенный день, так и в древних царствах существовало подобное понятие. Месяц шват был выбран, видимо, потому что в этот месяц нет никаких плодов, что позволяет отделить урожай одного года от урожая другого.

В Ту би-Шват принято сажать деревья. Это сравнительно молодая традиция, введенная 100-150 лет назад. Но важность посадки деревьев упоминается всюду в Торе. В книге «Ваикра» (19:23) сказано: «Когда войдешь в Землю Израиля, и посадишь дерево…» - то есть каждый еврей, поселившись в Израиле, обязательно должен посадить дерево. Всевышний посадил Ган Эдэн (райский сад), а человек должен посадить свой сад. Важно помнить, что первые переселенцы увидели землю Израиля, покрытую пустынями и болотами. Леса исчезли: стада коз, овец и крупного скота, использование деревьев на топливо, а также на военные нужды, - все это оголило землю. Поэтому необходимо было срочно насадить леса и сады. Первопроходцы, приехавшие спасать страну, понимали, что надо одолеть пустыню, осушить болота и превратить страну в цветущий сад. Символично, что основатель сионистского движения Теодор Герцль, посетив страну в первый и единственный раз, посадил дерево вблизи Иерусалима.

   

Он посадил кипарис, но по–настоящему символом праздника Ту би-Шват в настоящее время остается цветущее миндальное дерево. Большие рощи миндаля начинают цвести как раз в новый год деревьев.

В Торе определены семь плодов, которыми богата земля Израиля: пшеница, ячмень, виноградная лоза, инжир, гранат, оливки и финики. В праздник Ту би-Шват эти плоды обязательно должны быть на столе. Кроме того традиция праздника велит увеличить количество плодов до 15-ти (15-е швата!).

Каждая семья украшает праздничный стол цветами, фруктами, изделиями из природного материала. В центре праздничного стола – блюдо с плодами, которые произрастают в Израиле. Как правило, это грейпфруты, апельсины, лимоны, мандарины, яблоки, финики, инжир, виноград, сливы, орехи, миндаль, маслины, бананы.

Печеные изделия из пшеницы и ячменя довершают картину праздничного стола.  Существует обычай, предписывающий каждому участнику седера (праздничного застолья) выпивать 4 бокала вина. Первый бокал наполняют белым вином, затем добавляют небольшое количество красного вина, затем еще; в четвертом бокале  напиток становится  полностью красным.

Изменение цвета напитка олицетворяет собой изменение цвета наступающей в Израиле весны: сначала холмы становятся бледно-розовыми от цветущего повсеместно  миндаля, а потом почти красными, т.к.  повсюду цветут  красные анемоны, тюльпаны, маки.  В настоящее время Ту би-Шват в Израиле соединяет в себе различные аспекты праздника: посадку деревьев как действие и символ укоренения народа на его родине; охрану природы и защиту ее от вреда, причиняемого цивилизацией; наслаждение плодами Эрец-Исраэль и украшение облика страны. В диаспоре, среди евреев, проживающих в Восточном Казахстане, праздник не слишком распространен. 

Так сложилось исторически, что в памяти евреев, проживающих вдали от исторической родины, сохранились только самые важные традиции, исполнение которых возможно и в общине: Шаббат, Ханука, Песах, Рош-а-Шана.  Как правило, Ту би-Шват отмечают учащиеся  еврейской воскресной школы при Доме дружбы.

В отличие от израильтян евреи, живущие в диаспоре, не сажают в этот день деревьев, даже комнатных, ведь человек привязывается душой к той земле, где он посадил дерево. А еврейская традиция настаивает на том, что евреи не должны пускать корни вне Эрец-Исраэль, и, в конечном счете, должны собраться на Земле Обетованной.  Связь с землей Израиля выражается тем, что в Ту би-Шват учащиеся школы едят плоды, которыми славится Израиль. Во время седера говорят об Израиле, традициях Нового года деревьев, угощают друг друга фруктами, произрастающими на исторической родине, поют еврейские песни. Просмотр фильмов об Израиле, игры и викторины – все это создает атмосферу праздника и имеет воспитательный эффект, переоценить который невозможно.

Дерево произрастает из земли и имеет с ней постоянную связь – корни. Чем крепче и длиннее корень, сильнее связь с землей, тем гуще листва и обильней плоды, тем больше у такого дерева шансов выстоять во время бури. Так и евреи: чем сильнее связь с национальными традициями, тем крепче и увереннее чувствует себя на земле еврейский народ.    

Саттарова Тамара, специалист ВК Областного архитектурно-этнографического

 и природно-ландшафтного музея-заповедника.

 

Вверх