На главную страницу

 

Культура народов Восточно-Казахстанской области    

Написать письмо:  etnografia-2011@yandex.ru

«СТРЕМЯЩИЙСЯ К СПРАВЕДЛИВОСТИ ВОЗЛЮБЛЕН БУДЕТ» (ЦДАКА)

 

Твори добро… сейчас [3, с.215]

Готовность к оказанию помощи – отличительный признак потомства Авраама, о котором говорится в Торе: «Избрал Я его для того, чтобы он заповедал потомкам своим… творить добро и справедливость». [1, с.21] Еврейские мудрецы учат, что каждого, кто жалеет других, жалеет Всевышний; тот же, кто ожесточает свое сердце, тем самым свидетельствует, что не принадлежит к потомству Авраама.

 Слово «цдака» происходит от ивритского слова «цедек» («справедливость»).   Совершение справедливых поступков – основное правило иудаизма. 

Один из  фундаментальных принципов иудаизма: все, что у меня есть, я получил от Всевышнего, Он – подлинный хозяин моего состояния, и раз он предписывает мне делиться с моим братом-евреем, я должен делать это с радостью. И не имеет никакого значения, соответствует это моей натуре или нет.

«К правде (цедек), к правде стремитесь», - говорит Тора [1, с.246]. Талмуд учит: «Цдака равна всем другим заповедям, взятым вместе». [4; 96]

С точки зрения иудаизма дающий деньги на цдаку поступает справедливо; не дающий – несправедливо. Еврейское право рассматривает такое отсутствие справедливости не только как моральную низость, но и как нарушение закона. Руководство еврейской общины определяет размер цдаки так же, как государство определяет размер налогов.

По словам мудреца, раввина Аши: «Цдака более важна, чем все заповеди вместе взятые». Раввин Элазар говорил:

«Б-г предпочитает цдаку всем жертвоприношениям». Цдака – это милосердие; это набожность, любовь, добрые поступки, доброе сердце и отказ от всего эгоистичного. В Танахе постоянно повторяется, что евреи должны помнить, что были рабами в Египте. Жизнь, по иудаизму – это разделение всего, что есть у тебя, с ближним.

Здесь важно помнить, что помощь ближнему должна быть актом искренней любви к нему, а не демонстрации тщеславия или унижения.  По этой причине существует определенная формула, достойная похвалы: «матан бесетер» - «жертвуй скрыто». Получатель не знает, кто ему помог и ему не нужно отдавать этому человеку дань уважения и быть постоянно ему благодарным.

Это и есть один из наивысших уровней цдаки. Согласно Рамбаму существует восемь уровней цдаки:

·     Самый низкий – первый уровень цдаки, когда человек творит милосердие с тяжестью и грустью в душе.

·     Второй уровень – когда человек дает меньше, чем может дать, но делает это с радостью.

·     Третий уровень – когда человек дает бедным, только если они просят его об этом.

·     Четвертый уровень – когда человек дает без того, чтобы его просили.

·     Пятый уровень – когда человек дает, не зная, кому он дает. Получающий пожертвование знает от кого оно.

·     На шестом уровне дающий пожертвование знает того, кому он дает, а тот, кто получает, не знает от кого пожертвование.

·     На седьмом уровне как дающий, так и получатель не знают друг друга.

·     Самый высокий уровень милосердия – помочь человеку найти способ прокормить себя, дать ему заем, найти для него работу, либо взять его к себе.

Лучший вид помощи – поддержать другого еврея, не дав ему обеднеть. Так предписывает Тора: «Поддержи его». [1, с. 161]

Всем понятно, что единовременная помощь не может избавить бедного от несчастий. А длительное получение пособий, как мы можем убедиться на примере цивилизованных стран с развитой экономикой и институтом помощи малоимущим и безработным, ведет к деградации личности. В рамках этого золотого правила евреи и пытались поступать всю свою многовековую историю.

Бедность унизительна для самих бедняков, поэтому они часто старались скрыть от окружающих свое бедственное положение. Люди уважают тех, кто держится до последнего, пытаясь самостоятельно преодолеть все сложности. С другой стороны морить себя и тех, кто от тебя зависит, голодом – тяжкий грех.

Поэтому бедным Тора тоже давала советы, как вести себя в этой ситуации. Согласно Торе, тот, кто не может выжить без милостыни – старик, больной или  другой страждущий, но упрямо отказывается ее принимать, виновен в самоуничтожении. А чтобы люди, получающие помощь, не считали себя жалкими попрошайками, раввины издали специальный указ: «Даже человек, живущий за счет благотворительности, должен подавать бедным!». [4, с. 146]

Еврейские традиции передаются от родителей к детям, из поколения в поколение. В каждой еврейской семье дети воспитываются в уважении к еврейским законам и заповедям. Благодаря заповеди цдаки ребенок начинает понимать, что деньги, которые он получает, на самом деле ему не принадлежат.

Это «ссуда», которую Б-г дает ему только для того, чтобы он сумел ее передать кому-нибудь другому. Постоянное отделение цдаки позволяет ребенку выстроить свою собственную шкалу ценностей, увидеть какое место в его жизни занимают деньги, а какое – помощь ближнему. «Источник этой заповеди в том, что Б-г желает наделить свои создания милосердием и жалостью, ибо это – Божественные качества. И еще источник ее в том, что он не доставляет нуждающемуся все необходимое сам, но, по великой милости своей, предоставляет нам возможность действовать и быть Его посланцами». [4; 66]

В старинной еврейской легенде говорится: «Одному праведному человеку дано было Богом познать мир грядущий. В небесном дворце препроводили его в большую комнату, где он увидел множество людей, сидящих вокруг пиршественного стола.

Стол был уставлен изысканными блюдами, но все они оставались нетронутыми. С изумлением смотрел праведник на сидящих за столом, ибо они изнемогали от голода и все время просили есть, хотя превосходные яства стояли перед ними нетронутыми.

«Если они голодны, отчего они не едят то, что стоит перед ними?» - спросил праведник своего небесного провожатого.

«Они не могут есть сами, - ответил тот. – Обратил ли ты внимание, что руки каждого из них крепко связаны таким образом, что он может держать их только перед собой и, как ни старайся, не может донести до своего рта ни кусочка пищи?» «Это настоящий ад», - сказал праведник, и они покинули эту комнату.

Затем небесный спутник повел его в другую комнату, и там праведник увидел другой стол, такой же роскошный, как и первый, и уставленный столь же великолепными яствами. Но люди за столом, хотя и были со связанными руками, но выглядели сытыми и счастливыми. Каждый из этих людей кормил другого.

«Да это настоящий рай!» - воскликнул праведник. Итак, очевидно, разница между адом и раем – всего лишь в готовности сотрудничать и служить ближнему своему». [2, с.181]

Цдака имеет индивидуальный характер, и в каждой еврейской общине есть коробки (кассы) для цдаки, в которые каждый может сделать пожертвования, распределяемые позже среди неимущих. Евреи, за многие столетия пережившие страдания, гонения, ненависть, превратили любовь к ближнему из задачи в социально-историческую необходимость для выживания. Солидарность была и остается одним из важнейших элементов, который объясняет эволюцию еврейской истории, несмотря на все изменения и потрясения.

На территории России, Белоруссии, Украины с конца 18 века евреи проживали компактно по законам общинной жизни в штетлах (местечках), сохраняя национальные традиции, морально и материально  поддерживая друг друга, ведь согласно иудаизму, евреи не должны оставаться в стороне, если они могут помочь.

«Проще говоря, если вы хотите быть хорошим человеком, недостаточно воздерживаться от совершения зла, надо творить добро». [3, с.376]

В общинах всегда была предусмотрена помощь в проведении традиционных еврейских свадеб под хупой (свадебным балдахином). «Ахнасат кала» - это помощь бедным невестам в виде подготовки приданого и предоставления  хупы.

«Ахнасат орхим» (прием гостей) – это тоже часть общинной цдаки. Многие люди приглашают одиноких и бедных людей к себе домой на шаббатний обед.

Эта цдака приобрела организованный характер. Сейчас в России и Казахстане существуют организации (Хэсэды), которые занимаются раздачей обедов, медикаментов, оказывают патронажную помощь. 

«Бикур Холим» - посещение больных. Еврейские благотворительные организации Хэсэды занимаются и этой работой. «Хевра Кадиша («святое общество») называется так, потому что эта организация пытается своими действиями достичь «хэсэд шель эмэт» («настоящая доброта»), единственная доброта, которую невозможно оплатить, которая не требует компенсации, т.к. она занимается нуждами, возникающими на похоронах и погребении.

Человек ответственен за другого человека. Это один из основных постулатов иудаизма. Концепция организации «Педийон Шевуим» («освобождение заключенных») очень широка. Она в равной степени относится к военному времени и к тем людям, которые по разным причинам попали в тюрьму.

Обязанность общины дать им свободу и в целом заботиться о них…

В Казахстане первая еврейская община сложилась к концу 1870-х годов в городе Верном (сейчас – Алматы). Примерно с этого же времени функционировала еврейская община в Семипалатинске, на территории современной  Восточно-Казахстанской области.  

Октябрьская революция внесла свои коррективы в жизнь еврейских общин России, Казахстана, Белоруссии. Постепенно, в результате реформ советской власти, уничтожения евреев во время Холокоста, еврейские общины прекратили свое существование.

Первой еврейской организацией современности, появившейся в Казахстане перед самым распадом Советского Союза (1989 г.), стал национально-культурный центр.

В 1996 году на территории Казахстана начала работать еврейская благотворительная организация Хэсэд (в переводе с иврита «милосердие, благотворительность»). Хэсэды в СНГ созданы Международной организацией «Джойнт» специально в целях оказания помощи пожилым и нуждающимся людям.

Это социальная служба, основные принципы которой – добровольность, соблюдение еврейской традиции и участие еврейской общины.

В Усть-Каменогорске община была организована в 1992 году, а Хэсэд начал свою работу в 2000 году. Бессменным директором Хэсэда, который объединяет евреев г.Усть-Каменогорска и г. Риддера,  все эти годы является Владимир Лебедев. Двенадцатый год в Хэсэде Усть-Каменогорска ведется благотворительная работа по нескольким направлениям:

1. «Уход на дому» - программа для людей с ограниченными возможностями. Сотрудники Хэсэда оказывают пожилым людям и инвалидам ряд жизненно важных услуг: убирают квартиры, стирают белье, готовят пищу, производят закупки продуктов, медикаментов, оплачивают коммунальные услуги. И что тоже немаловажно – скрашивают досуг: читают книги, общаются, помогают совершать прогулки на свежем воздухе.

2. Подопечные  Хэсэда с невысоким уровнем доходов ежемесячно получают на банковские счета целевые переводы на приобретение продуктов питания. Деньги должны быть потрачены на полезные человеку продукты, на них запрещено приобретать алкогольные напитки, табачные изделия, свинину.

3. Пожилые подопечные Хэсэда и люди с ограниченными возможностями получают бесплатно на длительное время медицинское оборудование, пользуются консультациями врачей-волонтеров, при необходимости Хэсэд берет на себя частичную оплату рецептов и   дорогостоящих операций.

В еврейской общине г. Усть-Каменогорска, хотя она еще очень молода,  сложились добрые традиции поддержки людей, нуждающихся в помощи. 

В рамках общины разработан широкий спектр видов деятельности и организаций, способных удовлетворить различные социальные, культурные, религиозные и физические потребности человека, ощущающего себя евреем. Проведение общинных праздников, клубная работа, индивидуальное общение, поддержка еврейской семьи, организация и материальная поддержка детей – все это помогает людям чувствовать себя частью еврейской общины и еврейского народа в целом.

Непростым вопросом остается: «Сколько же надо подавать?»  Хорошим ответом является – сколько не жалко, но он не имеет никакого отношения к евреям.

Вопрос суммы подаяния евреи досконально обдумали сотни лет назад. В идеале каждый еврей должен отдавать 10 процентов своего дохода, хотя еврейский закон требует большего: «Желающий пожертвовать не должен отдавать более пятой доли своих доходов, а то он и сам станет нуждаться в подаянии». [2, с.126]

Но даже если вы пожертвуете самую малость тому, кто в этом нуждается, ваш поступок гарантирует вам прощение многих грехов, ибо, согласно еврейским мудрецам, благотворительность равна всем остальным заповедям вместе взятым.

Важно понимать, что главная обязанность евреев перед Б-гом, перед обществом и перед собой – помогать бедным, слабым и ранимым, независимо от того, к какому народу они принадлежат. Неоднократно в Торе повторяется мысль о том, что и человека другой национальности не следует притеснять, при необходимости, давать ему кров, одежду и пищу.

Каждый, кто дает цдаку бедняку, обязан делать это с приветливым выражением лица. Даже крупная сумма, пожертвованная со злостью, не принесет дающему никакой заслуги перед Всевышним. Очень похвально сказать бедняку несколько ласковых, ободряющих слов. Тора запрещает отказывать нищему, просящему цдаку. Если нет другой возможности, надо дать ему хоть самую малость. Но, когда и это невозможно, надо попросить у него извинения и постараться приободрить нуждающегося.

Все, что делают ради исполнения заповеди, следует делать как можно лучше. Если дают пищу голодному – она должна быть лучшей из той, которая есть, если дают одежду, она должна быть лучшей одеждой из того, что есть. Бедность и нужда – не одно и то же, путать их нельзя. Нужда – это такое эмоциональное состояние, когда человек испытывает психологические лишения.

Даже миллионер может нуждаться. Недаром в традиционной молитве, в начале Пасхального Седера, есть слова: «Каждый, кто голоден, пусть присядет и ест, каждый, кто нуждается, пусть сядет за наш Пасхальный стол».  [5, с. 14]

Концепция благотворительности, цдаки, основывается на понятии справедливости – цедек. Но в ней, как мы видим, присутствует еще один элемент, имеющий не меньшее значение. Этот элемент – хэсэд – милосердие, выходящее за пределы обязанностей и долга. Справедливость – это человеческий долг; хэсэд – человеческое сострадание помимо долга. Евреи Восточного Казахстана стремятся к тому, чтобы не только исполнять свой долг, но и проявлять глубокое сострадание к тем членам еврейской общины, которые в этом нуждаются.

Ведь недаром в Торе неоднократно повторяется мысль, что все евреи ответственны друг за друга.

Тамара Саттарова научный сотрудник отдела этнографии

народов и малочисленных этнографических групп.

Список литературы

1.     Тора. Пять книг Торы под редакцией К.А. Цовы. Русский перевод Давида Йосифона. – Йерушалаим: «Моссад Арав Кук», 1978. – 271с.

2.     Вильям Б. Сильверман Раввинская мудрость и еврейские ценности. – Нью-Йорк,  1971. – 376 с.

3.     Раввин Иосиф Телушкин. Еврейские ценности. Еврейская традиция день за днем. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. – 430 с.

4.     Трактат «Бава Батра»// www.evrey.com

5.     Песах. Пасхальная Агада. – Иерусалим, 1999.- 80 с.

 

Вверх