На главную страницу
 

 

Чай обладает многочисленными полезными свойствами, поэтому его употребление широко распространено во всем мире. У каждого народа имеются свои способы приготовления и употребления чая, свои традиции и обычаи чаепития. Данная выставка имеет целью познакомить людей с русской традицией чаепития в XIX – XX веках.
 

Вниманию посетителей представлено более 60 различных экспонатов из фондовых коллекций музея, пополнявшихся в течение десятилетий. Очень интересна коллекция самоваров и сопутствующих предметов, которая начала складываться в 1970-х годах и насчитывает в настоящее время 155 экспонатов. Они были подарены или проданы музею жителями городов Усть-Каменогорска, Риддера, Зыряновска, Зайсана, Шемонаихи и различных сел ВКО. Появлению самовара на Руси мы обязаны чаю.

Считается, что впервые чай завезли из Китая купцы Строгановы. Его стали пить люди всех сословий и возрастов. За чаепитием вели важные переговоры, обсуждали последние новости и просто отдыхали. Поэтому сервировке чайного стола уделяли самое пристальное внимание, стараясь создать наибольший комфорт и уют.

В центре его на специальном подносе стоял самовар, представлявший собой порой настоящее произведение искусства, а вокруг располагались фарфоровые чашки с блюдцами или стаканы в изящных металлических подстаканниках, заварочный чайник, молочник, сахарница, чайница, полоскательница, ситечко, щипцы для сахара. К чаю подавали молоко, сахар, конфеты, печенье, пирожные, сушки, халву.

 


Первое известное нам упоминание о русском самоваре содержится в Описи имущества Онежского второклассного Крестового монастыря, которая датируется 1746 годом. На страницах этого архивного документа среди прочих предметов упомянуты и «два самовара с трубами зеленой меди». Сейчас трудно сказать, где и когда был создан первый самовар, но его появление неразрывно связано с теми важными реформами в экономической, политической, общественной и культурной жизни России, которые произошли в Петровскую эпоху и внесли изменения в быт русского народа. Самовары, чайники и другую медную посуду стали изготавливать в XVIII веке на Урале и в Ярославле, в Москве и Петербурге, в Вологде и Костроме. Но подлинной самоварной столицей России по праву считается Тула.

Там возникли целые династии фабрикантов, передававших свое дело из поколения в поколение: Б.Г. Тейле с сыновьями, братья Шемарины, братья Воронцовы. Но наиболее знаменитыми, настоящими «самоварными королями» России были, без сомнения, Баташевы. Самовары Баташевых были настолько популярны, что в Туле появились как крупные, так и мелкие кустари, которые, пользуясь сходством фамилий, клеймили свои самовары маркой: «Восприемники или наследники Баташева».

О славе Баташевых свидетельствует представленный на нашей выставке небольшой дорожный самовар, на крышке которого выгравировано: «Паров. Самовар. Фабрика. И.О. Пакина – преемника Василия Баташева в Туле». Самовары обычно делали из золотисто-желтой латуни – сплава меди и цинка.

Значительно реже их изготавливали из чистой красной меди. Использовали также чугун, бронзу, железо, мельхиор, серебро и фарфор.
Кроме домашних самоваров, которые, сверкая медью, венчали стол, накрытый для чаепития, выпускались самовары-кофейники, самовары-кухни, небольшие дорожные, огромные трактирные, керосиновые и другие. Выставка «Русская чайная традиция» позволяет зрителям открыть для себя еще одну яркую, интересную страницу материальной культуры и традиций двух прошедших столетий.

 

    У самовара…

 

Невероятно веселой, теплой и даже какой-то по-домашнему гостеприимной получилась выставка в музее Усть-Каменогорска. Наверное, потому, что главными экспонатами-героями на ней стали самовары.

Вот уж точно – все, кто считает самовар каким-то пережитком прошлого или, наоборот, относит его к разряду вспомогательной кухонной утвари, поймет здесь, что глубоко заблуждался. Пузатые и круглые, вытянутые и с углами, жаровые и керосиновые, титулованные и те, создатель которых остался неизвестен – около 60 экспонатов, включая сопутствующие предметы чаепития, расположились в выставочном зале ВК областном архитектурно-этнографическом музее-заповеднике.

И это лишь часть уникальной коллекции музея, которая собиралась более 40 лет, пополняясь редчайшими экземплярами из городов  – самого Усть-Каменогорска, Риддера, Зыряновска, Зайсана, Шемонаихи – и деревушек области, антикварных магазинов и даже частных коллекций. Например, удивительные экземпляры предоставила экс-глава Усть-Каменогорска Вера Сухорукова, которая много лет уже собирает старинные самовары. Например, король выставки – огромный трактирный самовар, который даже на выставочном зале встал особняком – просто не поместился в витрину.

- Думаю, этот великан литров на 20, - говорит специалист отдела русской этнографии музея Роман Нечаев.

 - Такие самовары ставили в трактирах, железнодорожных станциях  в начале прошло века  - там, где большой поток людей, чтобы каждому отдельно чай не кипятить, а сразу приготовить вод у, и продавать чашками. Кстати, такие самовары были популярны совсем недавно – в советские времена. Что касается этого экземпляра, то, скорее всего, он сделан недавно – специально по заказу коллекционеров. Но с большим упоением Роман Нечаев рассказывает о другом самоваре – так называемом керосиновым.

- Есть настоящие жемчужины нашей коллекции, керосиновый самовар – одна из них, - начинает говорить Роман.

– Дата его изготовления – конец 19-начало 20 века, особенность его в том, что у него в основании, как у примуса, есть специальная емкость для керосина, который и греет воду, но дым от сожженного керосина выходит через трубу, как у обычного самовара. Этот самовар приобрел музей у одного частного коллекционера.

 Главным аргументом при покупке стала как раз редкость экспоната. Не менее интересен тоже большой, «увешанный»  медалями самовар с когда-то популярной фабрики Тейли, как и маленький, потертый самоварчик никому неизвестного Александра из Углича. Называется он дорожным, судя по размеру, брали его в дорогу или на работу, например, в поле. Интересно, что марку «Александр из Углича» никто не знает – ни коллекционеры, ни специалисты.

Да и вообще самоварная промышленность в Угличе не была сильно развита, как, например, в известной своими самоварами Туле. И, тем не менее этот кустарный мастер оставил свой след  не только в истории, но и в истории отечественного художественного металла. Это удивительно, но только в Туле в конце 19 века функционировало 77 фабрик, изготавливающих самовары, суммарная продукция которых превышала один миллион деньгами в год!

А ведь сам самовар был изобретен всего лет сто до этого. И произошло это именно на Руси, а не в Китае, как многие почему-то считают. Из Поднебесной в 17 веке пришел к нам чай.  Там же был изобретена небольшая кастрюлька с металлической трубой–жаровней внутри, которая называлась «хуго», но в ней никогда не кипятили чай. Кстати, чайная церемония у китайцев – своя, древняя, очень интересная, но совсем другая. А в хуго грели суп или бульон перед подачей на стол.

На Руси популярностью пользовались сбитни – сосуды, в которых готовили напиток сбитень.  Так вот самовары появились в 18 веке, просто потому раньше – до Петровских реформ в России мало добывалось меди, а значит, самовары делать было практически не из чего. А когда при Демидовых стали разрабатываться рудные богатства Урала, стали добывать достаточно меди, а соответственно использовать ее в хозяйстве – производить самовары, чайники, посуду.

Кстати, и столицей самоварного производства стала Тула по этой же причине. Во-первых, здесь находились залежи руды. Во-вторых, здесь же было много мастеров, умеющих работать с металлом. Освоив изготовление оружия, они переключились на другую сферу деятельности. А в-третьих, рядом была Москва со своим купечеством, которые прославилось не только своей любовью к чаю, но и тем, что в состоянии было купить и дорогие самовары.

После Тулы изготавливать самовары научились и в других городах России - Москве, Ярославле, Петербурге.

Что касается Восточного Казахстана, то первые самовары сюда завезли казаки-переселенцы. Давно это было, но сих пор, даже в век электроники и современной техники, самовар не теряет своей актуальности. Более того, рядом с ним всегда по-домашнему тепло, уютно и комфортно. И разве изначально самовар не несет в себе какое-то доброе начало? Разве не выражается это в его округлой дородности форм, в таком милом побулькивании воды и пыхтении дымком, в его гладкой поверхности, в которой окружающий мир отражается совсем по-другому – как-то добрее, веселее?

Юлия ЧЕРНЯВСКАЯ, Усть-Каменогорск

 

Вверх