На главную страницу

 

 

СЕМЕЙНЫЕ РЕЛИКВИИ РОДА БУЛАТОВЫХ

 

По последней переписи населения, в Казахстане проживают почти 249 тысяч татар, из них двадцать четыре с половиной тысячи живут в Восточном Казахстане.

В разные годы и по различным причинам, чаще всего исторического характера, попали они на территорию нашего края. Первое крупное передвижение татар из Среднего Поволжья на восток произошло после присоединения Казанского ханства к Русскому государству. Наиболее массовое передвижение приходится на период между 1719 и 1745 годами. Основной причиной оттока является резкое усиление в крае экономического и национального (особенно в форме религиозных притеснений) гнета со стороны царского правительства.Часть татар переселены были в ходе строительства в нашем крае крепостей и форпостов. Привлекались они царским правительством для перевозки грузов между сибирскими городами вдоль Иртыша.

Часть татар были "служивыми", а позже они и их потомки попадают в разряд "оседлых инородцев". Таким образом, пик переселения татар приходится на первую половину XVIII века. Однако предки рода Булатовых оказались на территории края в конце ХVIII века в силу совсем иных исторических событий. Об этом нам рассказал житель нашего города Владимир Федорович Моспан и передал в дар областному этнографическому музею коллекцию предметов, связанных с жизнью татарской семьи.

Русский по национальности В.Ф. Моспан связал свою жизнь с татарской девушкой Фанией. Познакомились молодые в Московском энергетическом институте, где оба учились. После окончания института приехали в Усть-Каменогорск на строительство ГЭС. Владимир Федорович всегда считал своим долгом знать и помнить не только о своих корнях, но и о родословной своей жены Фании Салимовны. По рассказу Владимира Федоровича, предки рода Булатовых, со слов его жены, принимали участие в крестьянской войне (1773-1775 гг.) под предводительством Емельяна Пугачева. Прадед его жены работал кузнецом у одного из предводителей этой войны - Салавата Юлаева. После разгрома восстания они бежали в Казахстан и остановились в селе Бековка Семипалатинской области. Отец Фании Салим Ибрагимович (1909 г.р.) - уроженец села Бековка, во время революции был одним из организаторов Семипалатинского партизанского полка, командиром роты. Позже работал в военкомате г. Зайсана и в Усть-Каменогорском педагогическом училище - военруком.

Мать Фании Сагадат Мухамадиевна - тоже уроженка села Бековка, родилась в 1902 году. Она закончила медресе в г. Семипалатинске и до конца жизни писала только по-арабски. Многие мусульманские народы знают и передают из поколения в поколение свою родословную, имена своих далеких предков.

   

Грамотные татары свою родословную оставляли детям в письменном виде, схематично или в виде нарисованного дерева. В фондах нашего музея хранится генеалогическое древо рода Булатовых, составленное в 1924 году одним из родственниковсемьи Булатовых - Ахмадсалимом. На бумаге, состоящей из двух склеенных частей, общим размером 88х69 см нарисовано большое дерево с ветками и листьями. Контуры ствола и веток обведены чернильным карандашом, а листья - простым карандашом.

Древо начинается от корня по имени Габдулла, на стволе уже значится фамилия Габдуллин. Ответвление начинается с правой стороны, с имени Исмагил, затем Темирболат-Габдыуали, и на листке написано имя Ахмедсалим. Имена написаны арабским шрифтом, перевод сделала для нас Магира Мухамеджановна Кагарманова (1906 г.р.).
Предметы и вещи из семейной коллекции Булатовых представляют большую ценность, так как по ним можно судить о быте и уровне культуры татарской семьи, проживавшей в Восточном Казахстане. Например, уникальным музейным предметом является женский татарский головной убор лопатообразной формы - калфак, сшитый из бархата фабричного производства. Лицевая часть тульи вышита шелковыми нитками, белого, розового, красного, желтого, оранжевого, малинового, голубого, фиолетового цветов.

В орнаменте - цветочная композиция из крупных розеток с ромбическими двухцветными листиками, более мелкими розетками и двумя ягодными веточками. Узоры выполнены петельчатыми и стебельчатыми швами и гладью. Лицевая часть околыша оформлена объемной многослойной вышивкой мелким натуральным речным жемчугом.

В орнаменте пышная цветочная ветвь. К нижнему краю лицевой части и околыша воздушными петлями пришита нить желтого бисера.

Калфак принадлежал бабушке Фании - Магисавар Булатовой. На семейной фотографии, датированной 23 февраля 1928 года, Магисавар абый (по-татарски бабушка) сидит в этом калфаке и в нагрудном украшении - изю. На снимке запечатлены и другие родственники Владимира Федоровича по линии жены. В кресле сидит Фания в двухлетнем возрасте.Данная фотография имеет еще одну историческую ценность: снимок сделан в День рождения Красной Армии. На обороте имеется надпись, сделанная на арабском языке: "Тебе память, отцу и Фариде после праздника посылаем. Снялись вместе. Здесь мать плохо вышла, Гани, не пойду говорил. На мать смотрели и смеялись, с братом плохо вышли. Никому не показывайте. Получите и скажите, как мы вышли. 1928 год 23 февраля в день Красной Армии". Как уже упомянуто, Магисавар абый на фотографии сидит в нагрудном украшении изю. Это съемное декоративное украшение, сшитое из разноцветной ткани в виде дугообразных полосок. Большое распространение такие украшения получили в конце XIX - начале XX века, с появлением различной фабричной ткани и позументных лент.Сохранила Фания Салимовна и бабушкины сапоги из мягкой кожи - ичиги. Изготовлены они в технике кожаной мозаики. Носок заостренной формы, подошва с каблуком. Орнамент инкрустации стилизованно зооморфный и растительный. Все кусочки кожи сшиты разноцветными шелковыми нитками. Подобные ичиги назывались среди татар каюлы читек, т.е. вырезанные из кожи, или чемчеле читек. Не менее уникальным и ценным предметом является мужской пояс с серебряной пряжкой. Пояс тканный, ворсовый, двусторонний. Орнамент геометрический, линейный. Выткан пояс из шерстяных ниток темно и светло зеленого, желтого, оранжевого, коричневого, синего, белого и бордового цветов.

На концах пояса серебряная пряжка с застежкой в виде стержня и трубки с небольшими овальными набалдашниками. Обе створки инкрустированы красными плоскими полированными камнями овальной формы. Первоначально камни окаймлены были гнездами с мелкими камнями из бирюзы. Сохранились лишь три камня на левой створке. Оправа крупных и мелких камней выполнена в технике скань и зернь. Поверхность пряжки оформлена чеканкой.

Орнамент растительный. В нижней и в верхней части каждой створки имеется надпись арабской вязью. Размеры пояса: длина - 113 см, ширина - 9,8 см.  Датируется пояс концом XIX века.

Сохранился в доме Булатовых и фарфоровый сливочник фабрики Кузнецова М.С., с арабской надписью на тулове.Как и все татары, в праздничные дни Булатовы дополнительно украшали интерьер дома домотканными льняными полотенцами. Узоры на них сотканы красными нитками, орнамент линейно-геометрический.

Таких полотенец в музее теперь два.Владимир Федорович Моспан сдал в фонд областного этнографического музея всего около 30 предметов, и некоторые вещи экспонируются у нас на стационарной выставке, посвященной народам Восточного Казахстана, в разделе "Татары".
 

Б. Кумарова, научный сотрудник отдела этнографии

народов и малочисленных этнографических групп.

 

Вверх