Следующая страница        

 

 

... ОДНО ЛИШЬ ВРЕМЯ НАШЕ

 

Они были изобретены вавилонянами примерно 3,5 тысячи лет назад. Тень, отбрасываемая стержнем, укрепленным в центре начерченного на земле циферблата, шла именно в этом направлении - слева направо. Вот если бы солнечные, а затем и механические часы были изобретены в Южном полушарии, все было бы наоборот. На смену солнечным часам пришли водяные (или клепсидры), тоже изобретенные в Древней Месопотамии. В средние века были изобретены песочные и "огненные" измерительные приборы времени. Подлинный переворот в истории хронометров произошел с появлением первых механических часов.

Имя их изобретателя, а также место их создания в точности не известно. Существует лишь предположение, что автором этого изобретения был простой монах Герберт из Ориллака, ставший впоследствии Римским Папой Сильвестром II, который сконструировал огромные башенные часы для своего родного города Магдебурга (Германия) в Х веке. На их циферблате была всего лишь одна стрелка - часовая (как и у всех часов вплоть до XVI века). Башенные часы служили тогда, в основном, церкви.

Создать переносные, легкие и изящные часовые механизмы для индивидуального пользования стремились многие часовщики. И в 1550 году часовых дел мастер Петер Генлейн из немецкого города Нюрнберга изготовил первые в мире карманные часы с пружинным заводом. В них сила тяжести гири была заменена упругой силой пружины, которая и приводила в действие всю сложную систему сцепленных колесиков. Первоначально такие часы имели форму яйца, потому их так и называли - "Нюрнбергское яйцо". Позднее, уже в XVII веке, пружинные часы приобрели форму звезд, крестов, миниатюрных коробочек, луковиц, круглых и овальных медальонов, книжек и даже черепов. Носили их в карманах, но чаще всего на шее, подвесив на цепочку, они всегда были на виду, потому их оформлением и отделкой мастера занимались вдохновенно и тщательно. На крышках, украшенных драгоценными камнями, и на циферблатах мастера изображали портретные миниатюры, цветы и букеты, сцены охоты, многофигурные композиции на античные и библейские сюжеты в технике росписной, выемчатой и перегородчатой эмали.

Такие необычайно эффектные медальоны относились к шедеврам ювелирного искусства и были по карману только представителям высшего света.

Но, к сожалению, о точности их хода не могло быть и речи: часы отставали или шли вперед на полчаса в сутки!

У каждой нации был свой подход к изготовлению часов. Во Франции, например, дело обстояло иначе. Изысканному и утонченному французскому вкусу в полной мере отвечали каминные часы, которые стали подлинным украшением комнат. XVIII век - это золотой век французcких каминных часов, поражающих множеством причудливых и изысканных форм, великолепием и блеском отделки, использованием серебра, золота и драгоценных камней в декоративном оформлении.

Часовые изделия французов значительно уступали английским часам по части механики, зато превосходили их по эффектности декоративного убранства.

И этому есть свое объяснение: часовщики во Франции были привилегированной кастой, работавшей под патронажем самого короля и богатой аристократии.

XVIII столетие обогатило историю часового дела великим множеством новых и оригинальных форм, дополнительных устройств. Появились часы в виде башенок, шкатулок, беседок, дворцов, музыкальных инструментов, птиц, плодов и даже насекомых.Часы "научились" вызванивать нежные мелодии и показывать целые представления.

Вплоть до начала XIX века изготовлением часов занимались искусные и очень талантливые часовщики-одиночки, которые с середины XVI века стали объединятся в могущественные цеховые гильдии. Часы тех эпох выполнялись по индивидуальному заказу и представляли собой чистый эксклюзив, а профессия часовщика была необычайно престижна. Но в середине XIX столетия, с появлением первых европейских часовых фабрик, налаживается массовое производство серийных, однотипных часов. Из предмета роскоши они превращаются в предмет широкого обихода - дешевого и доступного. С первых десятилетий XIX века и до середины ХХ первенство в часовом производстве принадлежало Швейцарии, потеснившей английских часовщиков. Сейчас лидирует Япония, выпускающая 60% всей мировой часовой продукции.

В России известными часовых дел мастерами были Иван Кулибин, Терентий Волосков, Лев Собакин, Григорий Алексеев, смастерившими уникальные часы, перед которыми блекла слава иноземцев. Но российская часовая промышленность не была развита, несмотря на попытки императрицы Екатерины II основать часовые фабрики в Москве и Петербурге. Спрос на часы удовлетворялся, в основном, за счет импорта. Из Швейцарии, Франции и Англии ввозили готовые часы, а также комплекты деталей, из которых в часовых мастерских русские часовщики собирали готовые изделия. Первые мощные часовые заводы появились в России уже в советское время.

Изысканные каминные часы, увенчанные изящной фигурой воина-крестоносца, когда-то являлись великолепным украшением интерьера гостиной.

Маленькие, аккуратные каретные часы связаны с именем знаменитого французского часовщика Авраама Луи Бреге (1777-1823). Он усовершенствовал тип каретных дорожных часов, облегчив их вес за счет уменьшения размеров корпуса и прозрачных стеклянных стенок. Изящная фигурная ручка в верхней части часов и специально сшитый кожаный футлярчик позволяли переносить часики без всяких повреждений. Спрос на них возник во время наполеоновских войн, когда требовалось снабдить войска портативными часовыми механизмами. Они очень полюбились европейцам за удобство и изящную простоту и выпускались в огромных количествах вплоть до начала массового производства наручных часов. Особую ценность имеют карманные серебрянные часы марки "Брегет", выпущенные в 1910 г. в Брюсселе часовой фирмой, основателем которой был все тот же Авраам Луи Бреге. До сих пор часы этой марки выпускаются в Европе, а имя Бреге давно стало синонимом всего самого лучшего, долговечного и элегантного в мире часов.

В коллекции этнографического музея имеются настенные и настольные часы швейцарской и французской работы известных в конце XIX- начале ХХ веков часовых фирм "Павел Буре", "Генрих Мозер и К(", "Gustav Becker", "Le Roi". Среди них можно выделить элегантные настольные часы лаконичных строгих форм со встроенным в циферблат барометром для определения погоды. Их производитель - знаменитая швейцарская фирма "Павел Буре" - играла особую роль на российском часовом рынке. Царское правительство закупало часы этой марки для наград солдат и офицеров, а сам Буре получил статус официального поставщика Его Величества.

В начале ХХ века свою продукцию в Россию ввозила швейцарская фирма "Генрих Мозер и К(" - поставщик императрицы Александры Федоровны.

В музее хранится несколько экземпляров таких настенных часов, отличающихся красивым резным декором со съемным фигурным навершием в виде короны и белоснежным циферблатом с ясными и четкими цифрами.

Среди часовых изделий советского периода особенно интересны настольные часы "Медведь" и "Клоун", изготовленные на знаменитом Каслинском чугуннолитейном заводе (Челябинская обл.). Эти, так называемые "фигурные" часы, забавны и оригинальны, изделия покоряют мастерством исполнения и высокими художественными достоинствами.

Старинные часы... Они всегда заключают в себе некую волнующую тайну, как свидетели давно прошедших событий. Часами измеряется время, а временем - жизнь человеческая. И прав был древнеримский философ Сенека, изрекший когда-то: "Все у нас чужое, одно лишь время наше". Итог жизни, ее конечная цель будет зависеть от того, на что потрачено наше время - эта величайшая драгоценность, данная даром. И разве часы не повод, чтобы поразмышлять об этом?

Марина Алейникова,ВКО этнографический музей

Вверх