На главную страницу                                                                                                                                                                                  Следующая страница                        

 

 

 

 

Серьги были излюбленным украшением и едва ли не обязательным элементом традиционного женского крестьянского костюма. Их носили совсем юные девки, молодые, взрослые и даже пожилые бабы. Особенностью нашего края является бытование особого вида серег, так называемых "серег с гребнем" и "долгих серег".

Первые представляют тип орнитоморфного украшения. В основе это разомкнутое кольцо, расковка которого произведена таким образом, что выявляется образ птицы: передняя сторона – грудка птицы – плоская выгнутая пластина, плавно сужается к концам и переходит в пышный хвост. Серьги явно архаического происхождения.

Характерные образность и декор допускают такое предположение. Конструктивная особенность не предполагает их частого вдевания и вынимания, они не открываются, а разгибаются, т.е. неподвижны, а дужка продевается с тыльной стороны мочки (обычно серьги вдевают не так). Возможно эти ''птички'' рудиментарный отголосок древних украшений – височных колец, которыми украшали головной убор, а не продевали в уши. Размещение образа птицы у головы вполне уместно – по древней традиции на этом, верхнем, уровне всегда находилась небесная символика. Наша птица изображена не в полёте, у нее сложены крылья. Возможно, она плывёт… Тогда это утица, быть может, та самая, которая согласно мифу ночью перевозила по океану-морю солнечное божество. Аргументом причастности птицы-серьги к ''океяну-морю'' являются декорирующие её волнистые и ломаные линии, разнонаправленные завитки, как в меандре… Всё это символы воды. А к ночному времени отсылают фигурки полумесяцев, украшающие ''хвосты''. ''Долгие'' серьги представляют антропоморфные фигурки, составленные из плоских лопастей, расположенных в три яруса.

   

Верхняя часть – женская головка в кокошнике, средняя – плечики и ручки, нижняя – юбка, скруглённая по низу и с обязательной вставкой в центре. Все детали подвижны, соединены шарнирными петлями. Как и серьги ''с гребнем'', ''долгие'', по-видимому, так же имеют архаическое происхождение. Основным доводом в пользу этого утверждения может быть прочтение образа. Вся женская фигурка, от сужающейся кверху головки до расширяющейся и скруглённой понизу юбочки, вписывается в форму капли.

Эта же капля обязательно повторяться в нескольких деталях серьги, иногда трижды – кокошник, юбочка и подвижная вставка. Так настойчиво повторяющейся мотив, возможно, указывает на причастность образа к силам, ведающим небесной водой – дождями и росами, которые всегда были в числе благ, даруемых богами плодородия.

Следует отметить, что, не смотря на широкое распространение обоих видов серег у алтайских староверов, точных аналогов в археологических материалах и в других регионах России исследователи не находят. Серьги калачики. представляют полый обруч с утолщенной нижней частью, снабжены подвижным замком в виде скобы на шарнире.

Такие серьги имели широкое бытование во всей бывшей Российской Империи. В наших краях были популярны не только среди русских крестьянок, их любили и в казахских аулах, и в городах. Носили их не только по праздникам, но и повседневно. Калачики покупали в торговых лавках – золотые, серебряные и простые из недрагоценных металлов.

Есть в нашей коллекции ещё одна пара серебренных серёжек из с. Предгорное, которые по форме близки калачикам, но не объёмные и полые, а плоские, в виде несомкнутого кольца, также более широкого внизу, украшенного незамысловатой гравировкой. Нагрудные украшения из бисера и стекляруса – ряски и гайтаны ушли из живого бытования, вероятно, во втором десятилетии ХХ века. По праздникам женщины надевали одновременно ряску и гайтан. Гайтаны могли надевать и мужики. Бусы были едва ли не у каждой крестьянки, любили янтарные – «восковые бисера» и из граненого стекла. Носили по нескольку ниток, так чтобы они красивым каскадом спускались по груди почти до пояса.

 

Вверх