На главную страницу                                                                                                                                           Следующая страница                      

 

 

 

       

                     Узорная вышивка на коврах         

           (из фондовой коллекции музея)
 

 

Сложившаяся на протяжении веков в Казахстане и дошедшая до нас культура народного ремесла – предмет особой национальной гордости.

Полихромией цвета привлекает казахская народная вышивка, которая вобрала в себя все многообразие красок цветущей природы. Яркое узорочье вышивок демонстрирует необыкновенную фантазию, чувство гармонии и любовь к красочным, звучным цветам у народных мастериц. Овладев сложным искусством вышивки, они самостоятельно создают прекрасные образцы народного творчества.

Вышивка очень трудоемка, она требует много времени и мастерства, особенно в изготовлении настенных ковров-тускиизов.

В Восточно-Казахстанском областном архитектурно-этнографическом и природно-ландшафтном музее-заповеднике собрано более пятидесяти настенных ковров-тускиизов, из них вышитых – сорок два, характеризующих традиционный быт и культуру казахского народа. В основном они датируются началом XX – XXI вв.

В своей  статье мы  рассматриваем только вышитые тускиизы.
Вышитые тускиизы ничем не уступают тканым коврам по красоте орнамента и эстетическому восприятию, а создание их порою требует большей затраты труда и мастерства, чем производство других видов ковров. В то же время вышивка тускиизов под силу не каждой женщине, так как требует определенного навыка, мастерства, приобретаемого годами.

Тускииз (тус киіз) – орнаментированный, вышитый, настенный ковер. Вышивка выполняется, главным образом, тамбурным швом – одним из древнейших на Востоке.  Встречаются тускиизы с вышивкой орнамента гладью, крестом. Традиционный тускииз имеет прямоугольную форму. Вышивка располагается двумя широкими поясами на П-образном бордюре. В центре ковра обычно расположен прямоугольник из дорогой цветной ткани – шелк, сукно иногда парча. Ковры украшались богатой вышивкой, выполненной цветными нитками, и нашивались на войлок, который служил основой. Войлочная подкладка позволяла использовать такие ковры для утепления жилища. Нижний край тускииза не имеет каймы, так как он закрывается постелью. Тускиизы вешали на решетчатые стены (кереге) юрты – что украшало и в то же время утепляло ее. Обрамление верхнего и боковых фризов составляет самостоятельный рисунок, который наносится на хлопчатобумажную или шелковую ткань, а также на бархат и имеет сложную форму – симметрично построенное переплетение разноцветных ветвей с листьями и многолепестковыми цветами.  

 

Матери приучали своих дочерей с детских лет (8 - 12) вышивать тускиизы. Каждая мастерица старается передать приемы вышивок, видя в этом одно из лучших качеств эстетического воспитания детей. С годами, овладев сложным искусством вышивки, они уже самостоятельно создают прекрасные образцы народного творчества [7, с.75].  Следуя национальным традициям, мастерицы вышивали тускииз в качестве своего приданного. По обычаю девушка должна вышить ковер и принести его в дом жениха, где он не только украшал жилище, но и являлся своеобразным талисманом.  Считалось, что такой тускииз должен защищать невесту от дурного глаза и порчи. Функции оберега в Казахстане повсеместно выполняли пучки перьев филина – уки, которые украшали концы девичьих кос, девичьи шапки, пришивались к пологу кровати новобрачной и ее тускиизу, к пологу колыбели новорожденного. Вероятно, этот обычай связан с осмыслением филина как птицы, бодрствующей ночью и поэтому охраняющей людей от злых духов, действующих преимущественно в эту пору [8, с.48]. Иногда нашивались еще и декоративные пуговицы, металлические бляшки, коралловые бусы, монетки. Традиции сохраняются по сей день. На тускиизе, вышитом мастерицей в 1972 г. Табижан кызы Батикан из с.Точка Уланского района, пришит пучок перьев – атрибут охранного значения, выполняющий функцию оберега.  

Вышивка тускииза производится на деревянной квадратной раме или круге (кергіш) На раме или круге посредством нитей растягивается материал, на котором предполагается создание вышивного изделия. На его поверхности заранее нанесен мелом или карандашом орнаментальный рисунок. Инструментом вышивки является крючок с заостренным концом – кесте біз. [9, стр.29]. Изделие вышивалось следующим образом. Материя, зажатая в кергіш, находится между ног в наклонном положении. Нить, нужная для вышивания узора, намотана на указательный палец левой руки. Крючком прокалывают с лицевой стороны материю, захватывают нить и продергивают обратно на лицевую сторону. Продернутая нить оставляется на лицевой стороне в форме петли. Крючком вновь прокалывают материю и выводят новую петлю. Новая петля продергивается в предыдущую, затягивает ее, сама же находится в свободном состоянии, т.е. в положении первой. И так повторяется дальше. Вышивка получается в виде елочки. Один из образцов - тускииз мастерицы Диналхан кызы Гулжан из с. Урджар, Урджарского района.

Народные мастера украшают свои изделия орнаментом, сохраняющимся на протяжении тысячелетий. При этом прообразами собственной системы казахского орнамента служили, несомненно, предметы и явления окружающего мира, соединенные порою с магическими обрядовыми знаками, трансформированными творческой мыслью многих поколений. [9, стр.29].          

Используя традиционные, имеющие канон орнаментальные элементы, народные мастерицы каждый раз интерпретируют их по-своему, что и придает неповторимое своеобразие произведениям народного прикладного искусства. С большим художественным чутьем мастерицы определяют размеры отдельных узоров и розеток в соответствии с формой изделия, добиваясь их удивительной гармонии .       

По расположению орнаментальных рисунков тускиизы бывают следующих видов:

а) орнаментом украшена только верхняя «П»-образная часть, так как прямоугольник в центре из пестрой ткани и отличается по цвету.

б) центральное поле и прямоугольник в центре различны по цвету, но покрыты сплошным орнаментом .

в) на однотонном фоне вышит контуром растительный узор, поле заключено в вышитую рамку и аналогичная рамка в центре ковра.  

г) бордюр имеет самостоятельный рисунок отличный от центрального поля.

д) центральное поле полностью состоит из крупных розеток, заполненных зооморфным или растительным орнаментом.

В орнаменте тускииза используются растительные, геометрические, зооморфные и космогонические мотивы или комбинация их.  

Широко распространены в казахском орнаменте зооморфные мотивы с различными вариациями и композициями. Например: «мүйіз» - «рог», «қос мүйіз» - «двойные рога», «сынық мүйіз» - «сломанные рога», а также изображения отдельных частей тела животных и т. д.  Народные названия элементов узора «қошқар мүйіз»-(бараньи рога), «түйенін ізі»-(верблюжий след), «аңның басы»-(голова змеи) и др. дают представление о реальных основах и связи с сакским «звериным стилем». Зооморфный орнамент в сочетании с растительным вышит на тускиизе мастерицы Тостаковой Т.Е. из ст.Жарма, Жарминского района.

Это один из наиболее старинных тускиизов в коллекции музея (1918 г.).

В тускиизах, вышитых цветными нитками, преимущественно шелком, реже шерстью, преобладают узоры растительного характера.

Растительные мотивы - листья, пальметты, трилистники, бутоны, цветки. Их переплетения раскрывают в казахском орнаменте понятие единства, согласованности, причинно следственной обусловленности жизни на земле [2, с.142]. Среди традиционных и наиболее распространенных орнаментальных мотивов чаще всего встречаются трилистники, пальметты в сердцевидном обрамлении,   солярные знаки, S-образный завиток и роговидная спираль. С помощью этих мотивов создается богатый орнаментальный декор. Все перечисленные мотивы развиваются из одного элемента – рогообразного завитка. Этот элемент, близкий по закону построения к логарифмической спирали, имеет ярко выраженную тенденцию к развитию. В зависимости от контекста он может изображать и рог барана, и листок растения, и водный поток, и крыло птицы.

К древнейшим относятся космогонические узоры. В первую очередь - солярный круг. Космогонические мотивы казахского орнамента символизируют мировое пространство, четыре стороны света, вечное движение. Космогоническими также являются изображение звезд, луны, солнца [1, с.26].  На тускиизе, выполненном  мастерицей Касеновой К. из с. Точка, Уланского района, в упорядоченных розетках вышит космогонический знак.

Ко второму тысячелетию до нашей эры восходят геометрические  элементы казахского орнамента. Геометрический орнамент широко используется  в ковровых изделиях. Это – квадрат, ромб, прямоугольник и т. д.[4, с.85]

Ромбы, зигзаги, прямоугольники, многогранники, меандровидные узоры, сетчато-пересекающиеся линии составляют основу геометрических мотивов казахского орнамента. В казахском орнаменте много производных геометрических узоров. К ним относится аралық гүл – фигура, образованная из треугольников, она обычно располагается в композициях ковров между центром и бордюром. [4, с.86]

Все эти мотивы орнаментов: геометрические, зооморфно-растительные, космогонические с давних пор используются казахскими мастерицами в вышивке тускиизов.     

В коллекции музея имеются тускиизы, вышитые в начале XX века, демонстрирующие высокое мастерство и ремесло изделий. Один из старинных тускиизов изготовлен в 30-х годах XX века Идрышевой М. из с.Карабулак, Зайсанского района (илл.№2). Представляют большой интерес не только стилизованный орнамент, умело подобранная цветовая гамма, но и сама вышивка. Мастерица выполнила великолепную работу в традиционном стиле с «П»-образным фризом. Фризы тускиизов заполнены крупным орнаментом, создающим мозаичную картину из удивительных растительных и зооморфных узоров. Она умело располагает орнаменты на больших плоскостях. Поражает мастерство и художественный вкус, с которым они выполнены.

Большое распространение в быту имел матерчатый гобелен, выполненный в технике тамбурной вышивки. В художественном отношении это еще более интересный и наиболее ценный вид тускииза. Тамбурная вышивка вообще очень трудоемкая работа, требующая много времени и большого мастерства, особенно в процессе изготовления настенных ковров. Изготовление ковров с тамбурной вышивкой осуществлялось усилиями нескольких мастериц, чаще всего из одной семьи. Иногда создавались нечто вроде маленькой артели, объединяющий несколько мстериц из различных семей. Это вызывается трудностью выполнения и необходимостью работать сообща, вместе с более опытными мастерицами.

Наряду с вышивкой на коврах казахские мастерицы использовали и другую технику – лоскутное шитье. Интерес представляет мозаичный ковер, выполненный двумя техническими способами: тамбурной вышивкой и лоскутным шитьем.

Также в собрании музея имеются тускиизы, выполненные  в технике аппликации в сочетании с вышивкой. Контур зооморфного рисунка обшивался разноцветными нитками швом «орайпек» (двухрядная вышивка), создавая при этом радужную линию узора.

Техника аппликации применяется как для войлочных, так и для матерчатых гобеленов.

Со временем, в 50-х годах XX века, появляются вышитые тускиизы, но без вшитого в центре прямоугольника из ткани. Они имеют целостную орнаментально симметричную композицию, с преобладанием цветочно-растительного узора. На некоторых из них фон разряжен, четко вырисовывается контур растительного рисунка. Их используют теперь для украшения стен в доме.

В 1980-х годах было модным вышивать ковры с цветочно-растительным орнаментом в технике крестом. Возможно, это было связано с тем, что фабричные шерстяные ковры были недоступны широкому кругу населения: из-за недостатка денег и дефицита ковров на прилавках магазинов. Многие мастерицы были охвачены этим модным течением .

В коллекции выделяется тускииз небольшого размера, нетрадиционный. В верхней части силуэтное изображение собачки. Рядом с ней стилизованные геометрические цветы. Широкая нижняя полоса тускииза плотно вышита традиционным зооморфным орнаментом. Мастерица сочетает традиции с необычным новым для казахских настенных ковров изображением собачки. Ковер привлекает не только яркой цветовой гаммой, но и высокой техникой исполнения. Использовали его для украшения стены у детской кроватки.

Традиции в создании красочных тускиизов сохраняются и поныне мастерицами, приехавшими на историческую Родину из Монголии и Китая.

Они возрождают, сохраняют и стараются передавать свое мастерство молодому поколению.

Отличительной особенностью монгольских тускиизов от местных является плотное заполнение ковра роговидным орнаментом, а также целая разновидность элементов: одиночный рог, бараний рог, два рога, витиеватый рог и т. д. В некоторых местах Монголии также используется орнамент в виде ромба, квадрата . Основной мотив вышивки тускиизов – круг, заполненный растительной вязью (образец солнца, дающего тепло и жизнь, божества, издревле почитаемого кочевником).

 Сложные завитки, преимущественно стилизованного растительного орнамента, компонуясь на центральном поле в ромбы или круги, переливаясь в спокойном мерном ритме, ажурной сеткой, как кружевом, покрывают весь ковер.  

В настоящее время у казахов Китая бытует название «дүнген баспасы», заимствованный у дунган в Китае, где помимо вышивки тамбуром применяется и вышивка гладью. В нашей коллекции находится интересный тускииз, выполненный в смешанной технике. Основная часть вышита тамбурным швом в виде крупных розеток, внутри которых мелкий растительный узор. На бордюре – стилизованный геометрический узор вышит крестом. В центре, на вставленной прямоугольной ткани красного цвета вышит гладью не традиционный сюжет: в центре - две птички в обрамлении веточек с цветами и порхающие бабочки. Симметрично с двух сторон на веточках изображены птички.

Каждый народ наследует от своих предков лучшие образцы материальной культуры, сохраняет традиционный национальный колорит предметов быта, передавая в них свои художественные вкусы.

Анализируя различные виды казахских вышитых ковров – тускиизов, технику их изготовления, характер орнамента и цветовое решение можно сделать вывод о непрерывной преемственности женского ремесла и искусства вышивки, которая совершенствовалась от поколения к поколению. В результате чего и сложилось национальное, своеобразное и глубоко индивидуальное искусство казахских народных мастериц.


Мухамеджанова Р.Ч. – специалист отдела народного прикладного искусства Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника.
 

Библиография:

1. Джанибеков У. Культура казахского ремесла. - Алма-Ата, «Онер», 1982 г.

2. Джанибеков У. ЭХО… - Алма-Ата, «Өнер», 1991 г.

3. Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство. Том 1.- Алма-Ата, «Өнер», 1986 г.

4. Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство. Том 2. - Алма-Ата, «Өнер», 1987 г.

5. Материалы экспедиции по Семипалатинскому региону (Урджарский, Аягузский, Жарминский районы ВКО) – 2004 г., Катон-Карагайскому району ВКО – 2007 г.

6. Муканов М.С. Казахские домашние художественные ремесла. - Алма-Ата, «Казахстан», 1979

7. Оразбаева Н.А. Народное декоративно-прикладное искусство казахов - «Аврора», Ленинград, 1970 г.

8. Раимханова К.Н., Мекебаева А.А. Народные промыслы и ремесла казахов – Алматы, 2003 г.

 
 

Вверх