На главную страницу

 

Память об ушедших мастерах

Работы мастера (посмотреть)»

 

 

С середины  1980-х годов декоративно-прикладное искусство  Восточно-Казахстанских  мастеров  вышло из квартир  в выставочные павильоны, экспозиции музея, городские площади. Мастера, принимая участие  в народных городских праздниках, демонстрировали свое  искусство в городе мастеров.

Зритель был ошеломлен,  покорен увиденным. Рукотворность, творческий характер исполнительского труда придавали черты  уникальности каждому изделию.

Одним из мастеров прикладного искусства, очаровавших своими работами,  была Гусева Светлана Афанасьевна. Ее мастерством восхищались  не только жители нашего города,  области, республики, но и гости, увозившие  в дальние страны (Австралию, Америку, Германию, Японию и др.)  красоты нашей земли в виде цветочных и пейзажных композиций.

Участвуя на  всевозможных выставках (областных, республиканских, всесоюзных) , ее отмечали неизменно в числе лучших. Светлана Афанасьевна родилась в 1938 году в городе  Фатеже Курской области. А в Казахстан ее привезли ребенком  в эвакуацию во время войны.

С этого времени жизнь Светланы Афанасьевны  связана с этой землей. После окончания филологического  отделения  Казахского педагогического института ( в г. Алма-Ате)  проработала в школе 20 лет, затем корреспондентом  многотиражной  газеты «Титан». Светлана Афанасьевна член Союза  журналистов  СССР. Человек она неординарный, творчески многогранный. 

Свидетельство тому ее  увлечение стихами, музыкой, фотографией.  Но одно непроходящее увлечение, которым она «болеет»  до сих пор – флористика.

Флористика – вид прикладного искусства,  использующего природный материал.  Светлана Афанасьевна , как человек, любящий природу,  исповедует главную заповедь мастера – флориста – «живое неприкасаемо»!  А подтолкнула ее к флористике небольшая  иллюстрированная заметка в журнале  «Работница» о возможностях работы  с сухими  цветами и растениями.

        

С детства рисует. Любовь к  рисованию помогает осуществлять задуманные флористические композиции. А технология ее  работ на первый взгляд  проста : правильная сушка сбора растений и цветов под прессом в папках. Картон, клей, ножницы, пинцет – таков основной набор ее инструментов.

Хрупкий материал засушенных трав, растений трудоемок, требует внимания, кропотливости, вкуса, фантазии, мастерства чтобы создать  из тронутой  осенью опавшей листвы, сорняков, полуистлевшей коры, мха, шелухи чеснока  удивительные , трогающие душу  произведения. Издали ее картины  напоминают  акварели и лишь присмотревшись  замечаешь, что они выполнены без кисти и красок из травинок, цветов, листочков, лепестков.

Ее руки  и сердце мастерицы дают им вторую жизнь. Руки у Светланы Афанасьевны ваятеля, а  душа поэта.

Вначале это были цветочные композиции, затем она  увлекается пейзажем. И,  как настоящий художник, она в постоянном поиске.  Усложняя свои композиции, она вводит в пейзаж сельские дома, церковь,  из обитателей живой природы – птиц.

Ее работы отмечены дипломами Республики Казахстан (в 1985г., 1990 г.) в г. Алма-Ате. Светлана Афанасьевна сотрудничает с музеем с 1986 г. : участвует  в традиционных выставках, в городе мастеров, в днях мастера. Ее флористические панно по праву находятся в экспозиции музея. Неистощимая фантазия привела ее к созданию  оригинальной  объемной работе : «Букет сирени» , выполненной из семечек арбуза  (корзинка) и  шелухи чеснока (лепестки сирени),  находящуюся в музее с 1986г. (награжденная Дипломом II степени  ВДНХ  Каз.ССР) и не потерявшая со временем выразительности и  притягательной силы.

В 1989 г. Светлана Афанасьевна  от Восточного Казахстана была участником Всесоюзной учредительной конференции Ассоциации мастеров  народного творчества и ремесел в г. Москве, где также  экспонировала свои работы  и, в числе немногих, получила  приглашение для участия в Японии  в международной  флористической выставке. 

Светлана Афанасьевна – человек общительный и  свой опыт видеть и творить  прекрасное  она передавала в кружке, в Согре,  в школе № 19, в школе в г. Алматы,  куда ее пригласили после выставки,  в г. Вельске (Архангельской области)  в краеведческом музее.

К ее творчеству нет равнодушных.

 

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О МАСТЕРЕ, О ВЫСТАВКАХ.

1.       С 1983 года участвует в выставках.

2.       Участница республиканских выставок в г. Алмате, награждена Дипломом 2-й степени.

-          В 1985 году

-          в 1990 году.

3.       Участница традиционных весенних выставок  декоративно-прикладного искусства в областном этнографическом музее с 1986 года.

4.       Демонстрировала свое ремесло в Днях Восточного Казахстана в городе мастеров.

-          В 1986 – 1987 гг. в г. Алмате.

5.       Участница в городе мастеров в 1989 г. на 44-м  областном Международном Совете музеев ИКОМ в г. Алмате.

6.       1989 г. – участница Всесоюзной учредительной конференции Ассоциации мастеров народного творчества и ремесел в городе       Москве.

7.       С 1992 г. входит в Ассоциацию мастеров Восточного Казахстана.

8.       1990 г. – участница выставки: «Художественные изделия и народные промыслы» в г. Ленинграде.

9.       1990 г. – участница весенней выставки в г. Новосибирске.

10.    В 1997 г. – участвует в выставке по линии ООН и  ЮНЕСКО: «Традиционное искусство и ремесла народов Казахстана» в городе Усть-Каменогорске.

Награждена Дипломом  1-й степени.

11. Персональная выставка в г. Вельске  Архангельской области в    1997 г.

 

ОТДЕЛ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА – Черкашина В. А. г.  Усть-Каменогорск 2003 г.


 

Сирень из чесночной шелухи

 

Современный уклад жизни уносит нас от природы с большой стремительностью. Но мы уже ocознали насколько глубоко она влияет на формирование человеческой личности. И этому призваны помогать некоторые виды прикладного искусства, в частности, флористика. Флористика использует природный материал, но воспитывает разумное, бережное отношение к природе.

Светлана Афанасьевна Гусева, пожалуй, единственная в области мастер-флорист, работающая с сухими растениями и цветами. Ее очаровательные панно известны горожанам с 1980 года.

А технология изготовления на первый взгляд проста: правильная сушка собранных растений и цветов под пресcoм и хранение в папках. Картон, клей, ножницы, пинцет — таков основной набор инструментов. И, конечно, фантазия, вкус и мастерство. Первоначально Гусева создавала всевозможные цветочные композиции, некоторые из них хранятся в зале «Флористика» областного этнографического музея уже несколько лет.

Например, панно – букет сирени в корзине, удостоенные диплома II степени на республиканском смотре мастеров-умельцев в 1987 году в г. Алматы.

И что интересно — маленькие цветочки сирени выполнены из чесночной шелухи, а корзиночка из семечек арбуза.

Сейчас мастер отдает предпочтение пейзажным композициям. И каждый год нам выпадает счастливая возможность полюбоваться очаровательными уголками природы нашего края, даже когда мы вдали от нее. Глядя на работы Гусевой, мы проникаем в мир духовных радостей, отключаемся от житейских неурядиц и неприятностей.

В своих работах Светлана Афанасьевна использует тронутую опавшую листву, сорняки, расцвеченные осенью самыми причудливыми красками, полуистлевшую кору, мох и т. д. Она открывает изысканную красоту своих находок, дает им вторую жизнь. Мы привыкли восхищаться работами мастера на ежегодных выставках в музее. Но, как положено настоящему художнику, она в постоянном поиске. Усложняет свои композиции архитектурными постройками, а также вводит персонажей животного мира, которые удивительно гармонично «вписываются» в пейзаж. Работы неоднократно выставлялись в Алматы, Новосибирске, Москве, Ленинграде.

А теперь уже в качестве сувенира отправляются в дальнее зарубежье. Светлана Афанасьевна щедро делится своими «секретами» с подрастающим поколением.

И каждый год радует нас прекрасными произведениями.


 

Валентина ЧЕРКАШИНА

«Рудный Алтай», 7 июля 1998 г

Вверх