На главную страницу

 

 

Архитектор, профессионально занимается декоративно-прикладным искусством. Она прекрасно владеет искусством аппликации из ткани, создает бижутерию из дерева, кожи, занимается росписью по ткани. Значительное количество ее работ находится в собрании музея- заповедника.

Любовь Антоновна Кулинич родилась в г. Шемонаихе Восточно-Казахстанской области в 1951 году. На развитие ее творческих способностей большое влияние оказали талантливые и чуткие педагоги. В школьные годы ими стали учителя рисования, профессиональные художники супруги Поповы – Наталья Федоровна и Александр Гаврилович. Именно по совету А.Г.Попова Любовь Кулинич поступает на архитектурный факультет строительно-дорожного института г. Усть-Каменогорска (1969-1974). Там ей посчастливилось учиться у замечательного педагога, талантливого и известного художника Леонида Евтихиевича Агейкина, который и в дальнейшем неоднократно принимал участие в ее творческой судьбе. После окончания института Л.А. Кулинич несколько лет живет и работает в Алма-Ате.

Эти годы были для нее очень плодотворными: посещение художественных выставок, общение с интересными творческими людьми, коллективные выезды на пленер оказали большое влияние на формирование будущего мастера. 1977 год стал решающим и поворотным этапом в творческой жизни Л.А.Кулинич. В это время она знакомится с мастером-прикладником, преподавателем алматинского театрально-художественного училища Ингой Кононовой.

Встреча с этим интереснейшим, неординарным человеком стала для Кулинич судьбоносной, определившей главное направление в ее творчестве. Отныне она увлеченно работает над созданием произведений декоративно-прикладного искусства и посвящает этому виду творчества всю свою жизнь.


В 1979 году по приглашению Л.Е.Агейкина Любовь Кулинич поступает на работу в художественно-производственные мастерские г. Усть-Каменогорска в качестве художника-оформителя. В 1992 году она становится членом Союза художников Казахстана. За время работы в мастерских Дома художника (1979-1993 гг.) ею было создано много замечательных работ, часть которых хранится в Государственном музее изобразительных искусств им. А. Кастеева г. Алматы, в Восточно-Казахстанском областном архитектурно-этнографическом музее-заповеднике, в Восточно-Казахстанском областном музее искусств, в частных коллекциях в Казахстане, России, Англии, Японии, Турции.

После закрытия художественно-производственных мастерских с 1993 по 2004 год Л.А.Кулинич преподает в средне-специальных и высших учебных заведениях г. Усть-Каменогорска, не переставая заниматься творчеством. С 1980 года она активно принимает участие в городских и областных выставках, с 1982-го - в республиканских (г. Алма-Ата, г. Шевченко (Актау)), с 1985- го – во всесоюзных (г. Москва, Ленинград, Ялта). Первая персональная выставка Л.А.Кулинич состоялась в сентябре 1999 года в Восточно-Казахстанском областном музее искусств, за ней последовали экспозиции в Выставочно-информационнном центре АО «Ульбинский металлургический завод» в 2003 году и в областном драматическом театре им. Жамбыла в 2006.

С Восточно-Казахстанским областным архитектурно-этнографическим музеем-заповедником Л.А.Кулинич активно сотрудничает с 1985 года. Она принимает участие во многих мероприятиях и выставках, организованных музеем, таких как Город Мастеров, ярмарки, традиционные областные и передвижные выставки декоративно-прикладного искусства.

Приобретение работ Л.А. Кулинич в фонды музея началось с 1982 года. Большинство из них (более 70-ти) выполнено в технике тканевой аппликации.

Слово «аппликация» латинского происхождения и переводится как «прикладывание». Этот древнейший вид изобразительной техники основан на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. На протяжении многих тысячелетий искусство аппликации прошло большой и сложный путь развития.

В наше время этот вид декоративно-прикладного творчества остается одним из самых доступных и простых в применении, привлекает необычайным разнообразием в выборе материала.

Одним из самых распространенных материалов, используемых в аппликации, является ткань. Надо отметить, что Любовь Кулинич первой из мастеров нашей области стала заниматься тканевой аппликацией профессионально. Толчком к этому послужило знакомство с работами ленинградской художницы Л.И.Успенской, опубликованными в журнале «Декоративно-прикладное искусство» в начале 1980-х годов. Тканевая аппликация Любови Кулинич очень разнообразна – от декоративных салфеток («Пейте, дети, молоко», «Птички», «Стрекоза» и др.) до сюжетных и тематических композиций, большинство из которых объединено в серии («Натюрморт», «Светская жизнь», «Национальные костюмы», «Сказы П.П.Бажова» и др.).

К ранним аппликациям Л.А. Кулинич относятся декоративные панно из серии «Костюмы» (1982 г.). Это семь самостоятельных композиций небольшого формата, объединенных общим стилем и тематически.

В них уже проявляются черты, характерные для всего дальнейшего творчества Любови Кулинич. Поэтическое мироощущение и полет фантазии помогают ей обыденному и реальному придавать совершенно новую окраску, превращая в сказку, волшебство. Важная роль отводиться цветовому решению, которое отличается экспрессией, праздничной нарядностью и декоративностью. Во многих работах мастер использует предельно лаконичную, монументальную композицию и обобщенно трактует образы.

В декоративных панно из серии «Натюрморт» (1986 г.) воспевается неисчерпаемое богатство и щедрость природы. Эти работы несут в себе огромный энергетический заряд, дарят ощущение радости и праздника. Роль эмоционального импульса играет декоративный колорит, построенный на цветовом созвучии зеленых, синих, красных тонов («Летняя прохлада», «Гостеприимство») и на контрасте желтого, оранжевого, красного на черном фоне (диптих «Праздник урожая»). Несмотря на изобилие мелких деталей и динамичный характер композиций, автору удалось достичь в них цельности и гармонии.

С точки зрения этнографии особый интерес представляет серия «Национальные костюмы», выполненная по заказу отдела малых этногрупп в 1990-1991 гг.. На основе специальной литературы автор воссоздает стилизованное и, вместе с тем, достоверное изображение женских и мужских костюмов народностей, проживающих на территории Восточного Казахстана (украинцев, белорусов, немцев, татар и др.).

Праздничная нарядность и торжественность в этих работах достигнуты применением ярких, контрастных тканей, а также таких деталей, как орнаментальная тесьма, имитирующая вышивку, разноцветные атласные ленты и белые кружева. Композиции «Цветы над городом» и «Натюрморт с птицами» (2002 г.) отличаются авангардным художественным решением.

Они выполнены в смелой, раскованной манере, с артистизмом и легкостью, присущими зрелому мастеру. Автор свободно импровизирует, давая волю воображению и внутренней экспрессии. Охваченная импульсивным порывом, она передает настроение, вызванное образом. К последним, приобретенным музеем, работам относится серия замечательных композиций по сказам П.П.Бажова (2005 г.).

Заказ на них поступил от отдела редких книг и рукописей для оформления экспозиции в доме писателя в этнопарке. Работы покоряют чарующей атмосферой сказочности и волшебства, созданной переливами необычайно разнообразной, яркой цветовой гаммы. Наряду с фабричными тканями автор активно использует самостоятельно окрашенный материал, искусно комбинируя их в композициях.

Кулинич часто использует в своих аппликациях ткани, окрашенные в технике батика, который занимает важное место в ее творчестве. Батик – это техника ручной росписи ткани, которая родилась в странах древнего Востока в 12-ом веке: Индии, Индонезии, Бирме, откуда распространилась во многие страны. В странах бывшего Советского Союза, в частности в России, батик стал развиваться с 30-х годов прошлого века. Само слово «батик» яванского происхождения и в буквальном переводе означает рисование горячим воском.

     

Роспись ткани производится тремя основными способам. Два из них – холодный и горячий батики – основаны на применении резервирующих составов, ограничивающих растекаемость краски по полотну. При горячем способе в основу резервирующего состава входит горячий воск, холодный же батик выполняют с помощью охлажденного состава (парафин, канифоль, резиновый клей, бензин), нанося его на ткань в виде контура, в пределах которого расписывается изделие, после чего роспись закрепляют в автоклаве. Третий способ – это так называемая свободная роспись, при которой рисунок наносится на ткань свободными мазками, и только при отделке рисунка художник может применить резервирующий состав. Расписывают ткань, как правило, анилиновыми красителями.

Любовь Антоновна владеет всеми способами ручной росписи, но чаще всего использует техники холодного батика и свободной росписи, иногда комбинируя эти два вида. Она легко и свободно работает с цветом, подчиняя его эмоциям и настроению, которые стремится передать в своих произведениях.

В основном, это динамичные, импульсивные композиции, колорит которых построен на контрасте ярких, локальных пятен. Примером тому может служить серия «Птицы», в которой каждая работа является своеобразным экспромтом. Самая крупная из имеющихся у нас росписей по ткани – работа производственной тематики «Труд» (1986 г.) в технике холодного батика. Она экспонировалась на Всесоюзной выставке декоративно-прикладного искусства в г. Ялте в 1987-88 гг., а также на передвижной выставке «Декоративно-прикладное искусство Восточного Казахстана» в г. Шевченко (ныне – Актау) в 1990 г.

Витражный характер композиции, состоящей из множества ярких разноцветных деталей, придает работе особую декоративность и создает жизнерадостную атмосферу созидательного труда.  Л.А. Кулинич – художник широкого творческого диапазона, ею движут дух экспериментаторства и стремление освоить все новые и новые техники. Кроме аппликации и батика она успешно проявляет свой талант в различных видах декоративно-прикладного и изобразительного искусства, таких как керамика, украшения из кожи, флористика, живопись и графика. В состав музейной коллекции работ Кулинич входят три комплекта бижутерии, выполненные в технике росписи по дереву. Комплекты, включающие в себя браслет, кулон и заготовки для серег, отличаются простотой и обобщенностью форм, теплым, мягким колоритом.

В росписи преобладают композиции со стилизованным цветочным и геометрическим орнаментами. Любовь Антоновна Кулинич - одна из немногих мастеров в Восточном Казахстане, работающая профессионально в таких интереснейших видах декоративно-прикладного искусства, как аппликация и батик.

Сохраняя древние традиции, она обогащает их новыми идеями, проявляет свой индивидуальный почерк и особый стиль. Постоянно совершенствуясь в мастерстве, Кулинич пробует силы и в других видах художественного творчества, раскрывая тем самым свои творческие возможности.

Ее произведения всегда отличаются тонким художественным вкусом, привлекают искренностью чувств и раскрепощенностью изобразительного языка. Творчество Любови Кулинич, основанное на поэтичном и радостном восприятии мира, ярких фантазиях и сказочных образах, привносит в наш мир больше света, гармонии и красоты, делая его чище и добрее.



Елена Романова



КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О МАСТЕРЕ:

 



1951 – родилась в г. Шемонаихе Восточно-Казахстанской области.

1969-1974 – училась на архитектурном факультете устькаменогорского строительно-дорожного института.

1974 – работала в комплексной мастерской объемного проектирования на должности архитектора в г. Алма-Ате.

1976 – переведена в управление жилыми и служебными зданиями на должность старшего инженера.

1977 – работала в детском комбинате № 163 г. Алма-Аты художником-оформителем.

1977 – знакомство с мастером-прикладником, преподавателем алматинского театрально-художественного училища Ингой Кононовой, которое послужило толчком к занятию декоративно-прикладным искусством.

1979-1993 – работала в художественно-производственных мастерских г. Усть-Каменогорска художником-оформителем.

1980, 1982, 1983, 1985-2007 – областные выставки, г. Усть-Каменогорск.

1982 – XI Республиканская выставка молодых художников, г. Алма-Ата.

1983 – XII Республиканская выставка молодых художников, г. Алма-Ата.

1985 – выставка изделий декоративно-прикладного искусства по отбору эталонов для тиражирования в производстве, г. Алма-Ата.

1985 – Всесоюзная выставка, посвященная Всемирному фестивалю молодежи и студентов, г. Москва.

1986 – ВДНХ Казахской ССР. Фестиваль народного творчества, г. Алма-Ата.

1987 – республиканская выставка «Молодость страны», приуроченная к XVI съезду комсомола Казахстана, г. Алма-Ата.

С 1987 – ежегодные ярмарки ко Дню города, г. Усть-Каменогорск.

1987-1988 – Всесоюзная выставка декоративно-прикладного искусства, г. Ялта.

1988 – передвижная выставка декоративно-прикладного искусства Восточно-Казахстанской области в Армении, Государственный музей этнографии «Сардарапатская битва».

1990 – передвижная выставка «Декоративно-прикладное искусство Восточного Казахстана», г. Шевченко (Актау).

1991 – Всесоюзная коммерческая выставка, г. Ленинград.

1992 – вступает в Союз художников Казахстана.

1993-1998 - работала в СПТУ № 2 г. Усть-Каменогорска преподавателем рисунка и живописи.

1997-1998, 2003-2004 – работала в Восточно-Казахстанском техническом университете им. Серикбаева на кафедре основ архитектуры.

1998 – республиканская передвижная выставка «Экология через культуру», г. Алматы, Караганда, Усть-Каменогорск и др.

1999 – первая персональная выставка «Фантазии Любови Кулинич во сне и наяву» в Восточно-Казахстанском областном музее искусств, г. Усть-Каменогорск.

2001-2003 – работала в Восточном гуманитарном колледже преподавателем дизайна интерьера, композиции и макетирования.

2003 – персональная выставка в Выставочно-информационном центре АО «Ульбинский металлургический завод».

2006 - персональная выставка в Восточно-Казахстанском областном драматическом театре им. Жамбыла, г. Усть-Каменогорск.

2007 – работает в Восточно-Казахстанском областном драматическом театре им. Жамбыла художником-бутафором.

 

Вверх