На главную страницу

Работы мастера (посмотреть)»

 

     УЗОРЧАТЫЙ МИР

     Марины БЕЛОВОЙ

                                                                                                                                                                                 

Роспись по дереву - это своеобразное и богатое искусство, являющееся одним из распространенных способов его художественной обработки. Наиболее известными из них являются хохломская и городецкая роспись. Однако в чем их отличие, наверное, не всякий знает, да к тому же у этого вида искусства есть свои последователи, умелые мастера и мастерицы в Восточном Казахстане. Об одной из них - Марине Беловой - и пойдет речь в данной статье. Чем городецкая роспись отличается от хохломской?

Старинный центр хохломской росписи - село Семино и город Семенов Нижегородской области. Родина же городецкой росписи маленький городок на Волге - Городец, отсюда и название.  Хохломская роспись по-своему уникальна и имеет классическую, прошедшую сквозь века свою особую технологию, которую мастера используют до сих пор. Так, например, после вытачивания деревянной посуды на токарном станке ее покрывали жидким раствором глины, просушивали и втирали металлический порошок серо-стального цвета (первоначально это было серебро, затем олово, позднее алюминий). Изделие расписывали, и роспись закреплялась сушкой в печи, затем наносили несколько слоев лака (причем каждый слой сушился отдельно). Последний этап - закалка в печи при температуре 270 - 300С.

   

Он и определяет появление классического, традиционного цвета хохломской росписи - золотого, который великолепно сочетается с красным и черным.

Красная и черная краски отличаются повышенной стойкостью к температуре, что важно при термической обработке изделий. Не все краски выдерживали такую температуру, поэтому палитра росписи в изделиях ограничена. В нее входят, помимо черного и красного, желтый и коричневый цвета.

Золотистый цвет является ведущим. Хохломские изделия в процессе работы проходят через руки мастера несколько раз: простая ложка - 30 раз, а иные - более 50. После всех операций изделия прочны, легки и красивы. Хохломские изделия привлекают не только красотой цветочно-растительного орнамента, они ценны и тем, что ими можно пользоваться в быту. В хохломской посуде можно подать горячую картошку, рассыпчатую кашу, и с изделием ничего не сделается: не сойдет лак, не повредятся краски.

Если для пламенной хохломы характерен изысканный цвет и изящный орнамент с совершенно уникальной технологией изготовления, то в городецкой росписи сложилась собственная живописная сюжетная система, оригинальная по выбору тем и сюжетов, со своим композиционным решением, отличающаяся богатством красок, разработкой деталей и элементов орнамента.

Роспись ведет свое начало с 19 века, когда сложную резьбу и инкрустацию на прялках, крестьяне заменили росписью.

Городецкая роспись - холодная техника без огневой обработки, без закалки в печи, с покрытием изделия лаком. Яркая многоцветная роспись выполняется на светлом не закрашенном фоне дерева либо на цветном. Здесь сложилась своя строгая схема построения росписи, в которой сочетаются орнаментальные и сюжетные изображения. В орнамент включены силуэты черных фигур коней, всадников, синих и черных птиц, которые хорошо читаются на светлом фоне. Роспись насыщена красочным богатством лета, обилием цветов и ягод. Особенно удивителен цветок - купавка, пышный с фантастической раскраской.

Ушли в прошлое старые вещи - прялки, но веками отработанное искусство не меркнет. Сегодня эта роспись прекрасно смотрится на детской мебели: столиках и стульчиках, кроватках и шкафчиках, а также на всевозможных наборах для кухни.

 

Мастерица из Восточного Казахстана

 

Изготовление изделий с городецким и хохломским орнаментом было широко распространено в 1970-1980-х годах. Это удивительное искусство не обошло и наш край. И в нашем регионе есть у него свои многочисленные последователи и замечательные мастера. Одна из них - Марина Михайловна Белова - мастерица, великолепно владеющая искусством хохломской и городецкой росписи. И путь к этому удивительному ремеслу у нее свой.

Она родилась в 1969 году в городе Зыряновске. С детства любила рисовать. По просьбе своей сестры, воспитателя детского сада, еще школьницей ей пришлось рисовать пособие по хохломским и городецким узорам. Это была кропотливая работа. Выразительные, затейливые узоры запали ей в душу.

Возможно, интерес к старинной росписи подстегнул ее к поступлению после окончания школы в 1986 году в один из старинных и коренных центров хохломской и городецкой росписи в профессионально-техническую школу города Семенова Горьковской области.

В 1988 году Марина получила диплом с отличием и квалификацию "Художника росписи по дереву". После окончания работала на знаменитой фабрике "Хохломская роспись" (в г. Семенове), оттачивала свое мастерство. Это было началом трудовой и творческой деятельности молодой художницы.

В составе авторского коллектива художников фабрики она выполняет заказ для представителей из Франции, участвует в конкурсе, где представляет свой комплект - набор для коктейля, привлекающий внимание и по сей день не только формами, но и красотой выполненной росписи. За эту работу Марина получила премию.

В 1991 году Белова возвращается на родину в Восточный Казахстан и устраивается работать в Усть-Каменогорске в сувенирный цех Октябрьской лесомелиоративной станции. Здесь выпускали различные деревянные бытовые и сувенирные предметы, украшенные росписью.

В 1992 г. Марину Михайловну пригласили преподавать основы росписи по дереву на вновь открывшееся отделение декоративно-прикладного искусства при СПТУ-2. С этого времени началась ее педагогическая деятельность. Она быстро нашла общий язык с учащимися, ее занятия проходили интересно.

   

Марина Михайловна рассказывала им об этих видах старинной росписи, показывала процесс их создания. Для того чтобы овладеть мастерством какой-либо росписи, надо, прежде всего, хорошо знать технические и художественные свойства дерева, технологию красок и лаковых покрытий. Уметь пользоваться огромным количеством кистей: от самых широких до очень тонких. Не менее важно научиться и правильно держать кисть в руке, что совсем не просто.

Дело в том, что приемы письма требуют особого положения руки мастера, которые отличны, например, от манеры работы с кистью, сложившейся в профессиональной живописи. Необходимо уметь рисовать, создавать сложные сюжетные композиции, работать творчески.

Много времени Белова уделяла своим учащимся. Многие из них стали достойными продолжателями старинного ремесла.

Кроме того, для работы с росписью по дереву постоянно нужны деревянные заготовки, выточенные на токарном станке. В нашем городе не каждый токарь может выточить нужную форму. Великолепный мастер-токарь - Петр Алексеевич Бушуев долгое время сотрудничал с художниками, выполняя для них разнообразные заготовки из дерева. Для Марины Михайловны Беловой он тоже точил изделия, в которых роспись и форма составляли единое целое. Но с годами Бушуеву стало трудно заниматься этим делом, работать на станке. И теперь Марина Михайловна, будучи в гостях в Москве, Новосибирске, привозит с собой белок - готовые деревянные изделия, либо ей их привозят знакомые. Сейчас она преподает в Гуманитарном колледже им. К. Нургалиева на отделении "Дизайн и интерьер" и все свои знания передает студентам. Свою творческую деятельность мастерица никогда не прекращала.

Ежегодно принимает участие в выставках музея, радуя своими удивительными расписными изделиями. В 1998 году в музее состоялась персональная выставка ее работ.

Для творчества Марины Михайловны характерно высокое исполнительское искусство, соединившее древние традиции и современное видение мира. Она работает в традиционной технике росписи: хохломской и городецкой. Сохраняя свои традиционные черты, ее изделия легко вписываются в современный быт.

В основе творчества Марины Михайловны Беловой лежит творческое варьирование, внесение в любое изделие новых штрихов, деталей, форм, новых оттенков цвета или их сочетаний. Мастерица всегда подходит к создаваемой новой вещи - как к новой творческой задаче, исходя из самой природы творческого ручного труда.

Горит и сверкает любимая хохломская роспись мастерицы. Марина Михайловна прекрасно владеет письмом по самым сложным поверхностям, умело строит композицию на блюдах, чашах, вазах, соотнося элементы узора с небольшими по размерам предметами. Кажется, что на поверхности округло-мягких солонок, чашек, ложек, поставцов свободно разбросаны растительные мотивы, но, присмотревшись, видишь природную логику изящного хохломского рисунка.

На традиционном сочетании золотого, красного и черного цветов строит Белова разнообразие хохломского орнамента. Уникальную хохломскую роспись воссоздает она в наборе для окрошки. Стилизованный ковш в форме лебедя, украшенный колдовской, пламенной хохломской росписью, создает ощущение праздничности и торжественности. Для городецкой росписи характерен цветной фон, в котором сюжетные сцены: изображения людей, птиц, коней в сплаве с цветочным орнаментом создают декоративное единое целое.

При всей декоративности и яркости городецкая роспись Марины Михайловны гармонична, так как удачно подобран цвет, что свидетельствует о колористических способностях художницы. На цветном фоне (желтом, оранжевом, розовом) виртуозно размещает мастерица цветы-купавки, бутоны, листья, городецких черных птиц с веерообразными хвостами, черных коней. Сюжетные сцены с людьми являются центральными и, придерживаясь традиции, мастерица сочетает жанровые сцены и орнаментальное обрамление, создавая нерасторжимое целое. Марина Михайловна - человек любознательный, живо интересующийся различными направлениями в искусстве. Она в постоянном творческом поиске. Интересуется жостовской росписью. Ей интересно копировать местную алтайскую роспись со старинных прялок в музее. Тем самым она помогает в исследовании старинной росписи нашего края. Белова вдохновила одну из своих талантливых студенток на создание дипломного проекта по этой теме.

Марина Михайловна хотя и пробовала творить в других ремеслах (глина, плетение, аппликация), но любовь к росписи остается у нее неизменной.

Ее работы находятся не только в фондах нашего музея, но и в домах, квартирах наших земляков, а также в частных коллекциях за рубежом: Франции, Америке, Израиле, Германии.
Сохраняя свое функциональное назначение в быту - произведения мастерицы имеют большое декоративное значение. Поэтому мы любуемся художественными свойствами, красотой форм, разнообразием приемов росписи. Работы Марины - это всегда прекрасный подарок, памятный сувенир, праздничная вещь.

Белова, несмотря на различные перипетии судьбы, остается всегда обаятельной, обходительной и деликатной. И в этом ей помогает ее маленький сын и не проходящая влюбленность в свое творчество.

 

В. Черкашина, координатор РЦР. Фото Виктора Коржа
 

Вверх