На главную страницу

  

      

 

ДАР ЛЕНИНГРАДСКИХ ХУДОЖНИКОВ МУЗЕЮ

 

В фондах областного этнографического музея-заповедника имеется уникальная коллекция произведений разных жанров декоративно-прикладного искусства, авторами которых являются ленинградские художники поколения 70-80 годов XX века, члены Союза художников СССР.

Впервые их работы экспонировались в нашем городе в 1987 году в рамках декады культуры и искусства союзных республик. На выставке были представлены изделия из фарфора, керамики, стекла, а также гобелены, ювелирные украшения и театральные куклы. После ряда переговоров в 1988 году эти произведения были подарены нашему музею. И сегодня они вновь открыты взору всех желающих.

Выставка «Дар ленинградских художников музею», экспонирующая различные виды декоративно-прикладного искусства 1970-80 годов, отличается от других своей камерностью и лиричностью, стремлением к негромкому, но задушевному и доверительному диалогу между художником и зрителем.

     

 

 Определенное место на ней занимают гобелены. Гобелен – это тканый ковер ручной работы высокого качества. Он издавна используется в оформлении интерьеров как декоративный элемент. С одной стороны, тяготеет к народному ткачеству, с другой – к профессиональным видам искусства: живописи, станковой пластике. Техника исполнения всех представленных на выставке гобеленов очень высокая.

Например, гобелен «Радуга» изготовлен в 1985 году Елизаветой Георгиевной и Грантом Самвеловичем Галумовыми. Он состоит из пяти частей. Сюжет его незатейлив: радуга над сельским двором, где обитают кот, петух, курочка и скворец. Увидеть радугу в природе удается не каждый день, т.к. радуга – это своеобразный праздник, чудо и сказка. Поэтому и в гобелене «Радуга» представлены цвета яркие, сочные, радостные, что сближает его с народным творчеством. Произведения этих художников не раз экспонировались в Вене, Берлине, Лейпциге. Совсем по-другому смотрится гобелен И.И. Шершевской, состоящий из трех самостоятельных частей: «Утро», «День», «Вечер», выполненный также в 1985 году. Это уже гобелены-картины, в которых автор создает образы своего любимого города Ленинграда, передавая таким способом тему времени, человека и окружающего его мира. В цветовой гамме главная роль отводится оттенкам синего цвета - цвета воды и неба, характерным для города на Неве. Удивителен гобелен «Детство» Г.Б. Бушуевой (1981 г.). Лиричный, нежный он навеян воспоминаниями о детстве. В центре изображен спящий ребенок в окружении сельского пейзажа. Цветовая гамма, выполненная в синих, голубых тонах, дарит нам ощущение спокойствия и безмятежности, которое возможно испытать лишь в этом замечательном периоде нашей жизни.

Керамика

Все изделия из керамики, представленные на выставке, уникальны, так как выполнены в единственном экземпляре. В каждую из своих работ художники пытались вложить частичку своей души, своего умения и профессионального мастерства, стремясь передать через форму, цвет или пластику все свои чувства, эмоции, какие-то внутренние переживания современного человека.
Увлечение техническими возможностями материала привело Л.С. Солодкова к такой работе, как «Купола», которая поражает уровнем техники исполнения, высокой образностью, эмоциональностью, напряженностью. Художника привлекает тема прошлого, истории русского народа, но раскрывает он ее перед нами по-своему.

Его произведение смотрится необычно не только из-за используемой сдержанной цветовой гаммы и отливающей, словно бликующей, поверхности, но и отличается от других размерами и, конечно же, выразительной формой контурного рисунка. Всего было сделано семнадцать куполов. Три из них представлены на выставке. Остальные находятся в музеях Санкт-Петербурга. Л.С. Солодков, выпускник ВЛПХУ им. Мухиной, закончил отделение керамики. Участник выставок с 1968 года.

В 1973 году за свои работы получил Золотую медаль и Диплом во Франции. С этого времени почти ежегодно участвует в выставках, конкурсах во Франции, Италии, Германии, США.

Не менее интересна работа Н.Г. Савиновой «Прощание со старым Рыбацким» (1985 г.). Автор - художник в третьем поколении, тоже закончила ВЛПХУ им. В. Мухиной, отделение керамики, участница выставок в Москве, Ленинграде, Германии. Ее шамот «Прощание со старым Рыбацким» состоит из пяти частей. В нем звучит тема – соотношение человека, природы и времени. Роспись пластична, оттенки цветов тщательно проработаны и продолжают традиции начала 20-го века.

На выставке можно увидеть и произведение О.Н. Некрасовой-Каратаевой «Вечернее представление», известного мастера керамики не только в России, но и за рубежом, выпускницы ВЛПХУ им. В. Мухиной. Сюжет композиции прост – цирк дает представление. А цирк – это клоуны и дрессированные животные, это могучие силачи и летающие гимнасты, это яркие волшебные огни и нескончаемый поток чудес, вызывающий неописуемый восторг у детей и взрослых. Но, несмотря на то, что в данной композиции участники и атрибуты циркового действа стилизованы, создается целостная картина вечернего представления на манеже цирка. А золотистые и белые звезды на темно-синих предметах лишь усиливают ощущение праздника и встречи с чудом.
 

Фарфор

В коллекции имеется ряд расписных декоративных панно-тарелок. На некоторых из них художники используют стилистику традиций живописи агитационного фарфора 20-30-х годов ХХ века; яркого периода в истории его развития. Кроме того, во многих работах чувствуется эмоциональный настрой автора, его отношение к героическому прошлому нашего народа.

Так, к примеру, посвящены 600-летию Куликовской битвы декоративные панно Л.А. Соколова и два панно А.В. Ларионова. На двух последних из них изображено начало смертельного поединка между двумя богатырями: монахом Пересветом и Челубеем. Художник удачно передает динамику боя и внутреннюю силу героев.

Хорошим художественным вкусом и талантом мастера отмечены произведения Л.М. Богданова. Его панно-тарелки «Космическая фантазия» своей тематикой актуальны до сих пор. Интересно в этом плане решена их роспись. Зрителя словно притягивает к себе глубина и загадочность звездных миров, красоте которых мы не перестаем удивляться.

Вызывает удивление и восхищение великолепная работа А.И. Борисова «Комплект для мороженого», выполненная в 1985 году в лучших традициях русского классического фарфора. Форме предметов свойственна стилевая лаконичность. А удачное сочетание белого цвета с изящной росписью золотом придает комплекту необычайную торжественность. Во всем чувствуется тонкий художественный вкус мастера и его высокий профессионализм в исполнении данного произведения декоративно-прикладного искусства.

Стекло

В коллекции представлены две крупные декоративные вазы с тонким ажурным рисунком (автор Т.Е. Алексеева). Благодаря тому, что в стекло был добавлен металл родонит, на вазах имеется необычный оттенок красно-бордового цвета. Привлекают внимание и великолепные миниатюрные чудо-кони (работа Е.М. Никитиной) из цветного прозрачного стекла, изготовленные в гутной технике (свободное выдувание). Волнистая грива лошадок, их развивающиеся хвосты – одного цвета, а туловище – другого. Глаза, уши, подковы выполнены налепами из черного стекла. Все это придает фигуркам коней дополнительную художественную выразительность, красоту и изящество.

Ювелирные украшения

Ювелирное искусство Ленинграда обладает художественным характером, своеобразием пластического языка, особым отношением к материалу.
Художники работают в основном с металлом, но образной доминантой их украшений непременно является камень. Именно камень служит и начальным импульсом, и сюжетным стержнем в любом ювелирном изделии, представленном на выставке. Ведь украшение должно подходить не к платью, а к человеку, к его душе.

В духовном смысле это - часть собственности, которая призвана подчеркивать индивидуальные особенности человека. К примеру, коллекция женских украшений представлена на выставке разнопланово. Необычно и экстравагантно смотрится гарнитур «Бирюзовый», исполненный в авангардном стиле (автор В.К. Антонов). Массивные камни бирюзы с плоским рельефом окаймлены металлической с гранями оправой, играющей важную декоративную роль. В браслете три пластины камня объединены в единое целое. Серьги довольно крупные, каплевидной формы. В целом гарнитур производит незабываемое впечатление новизной форм и неординарностью использования привычных материалов.

А от гарнитура «Гармония» Е.В. Успенской, кажется, не отказалась бы и сама Хозяйка Медной горы, так искусно он изготовлен из почковидного малахита. В металлическом браслете на небольшом расстоянии друг от друга вставлены три малахита с плоским рельефом, обрамленные красивым кружевом из металла. Такой же узор обрамляет большую брошь и серьги. Кружево серебра, глубокий зеленый цвет и узорочье малахита создают удивительную и неповторимую гармонию металла и камня.
В комплекте «Весенний бал» О.И. Оркина особенно выделяется своим очарованием колье, выполненное в виде веточки с мелкими листочками из серебра и изящными цветочками из красного граната и жемчуга. Такое колье не оставит равнодушным ни одну женщину, ни одного ценителя прекрасного.

Привлекают внимание посетителей выставки и три миниатюрные вазочки из камня с великолепными цветами из металла – это ландыши, гиацинты, розы. Автор этих чудесных творений – Т.Е. Алексеев.

Все работы ленинградских художников, представленные на выставке, вызывают неизменный интерес у зрителей, так как в них нашло отражение романтическое настроение авторов, их новый взгляд на технологические приемы и художественные образы декоративно-прикладного искусства России.

 

В. Черкашина, сотрудник ВК областного
архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного
музея-заповедника

 

Вверх