На главную страницу

 

Написать письмо:  natachest@mail.ru

Этнографические мотивы Рудного Алтая в работах мастера декоративно-прикладного

искусства С. Г. Лыковой. На основе фондовой коллекции ВК музея-заповедника

Работы мастера (посмотреть)

     

Город Усть-Каменогорск, Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник Мастер декоративно-прикладного искусства, керамист, ремесленник, Светлана Геннадьевна Лыкова - потомственный художник. Родилась на земле Восточного Казахстана в городе Усть-Каменогорске в 1966 году. Еще в детстве у нее открылся талант к творчеству. В роду Лыковых, кроме резчиков по дереву, были и живописцы. Ее мать -  художница, сумела привить и дочери любовь к рисованию.

Окончив Детскую художественную школу г. Усть-Каменогорска (класс И. В. Юна), Светлана поступила в училище № 8. После окончания работала художником на заводе художественных изделий «Оютас» в г. Усть-Каменогорске. Здесь она занималась изготовлением различных сувениров в технике литья, гравировки. С 1998 года С. Г. Лыкова занимается живописью. Иногда в городских парках она выполняет портреты на пленере для всех желающих, любителей быстрого эскизного изображения. Ручной лепкой Светлана Геннадьевна занимается с детства.  Ее отличительной чертой является то, что работает мастер с соблюдением лучших традиций народной игрушки. Фигуркам С. Г. Лыковой, из фондовой коллекции музея, присущи фронтальность изображений, устойчивые конические основания юбок в женских фигурках, соответствующие рисунку крестьянского костюма. [1, 11]  С  2001 года мастер сотрудничает с музеем. Каждый год на весенних выставках декоративно-прикладного искусства она демонстрирует свое ремесло. [5, 96]

В это же время в фондах Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника в разделе керамики, начала формироваться коллекция глиняных фигурок мастера. На данный момент коллекция насчитывает тридцать девять единиц хранения, выполненных с использованием различных приемов лепки и росписи. Объектом изучения для нас стали этнографические мотивы в творчестве С. Г. Лыковой.  При изготовлении фигурок, отражающих этнографию нашего края в одежде, костюмах жителей Рудного Алтая конца XIX – начала XX века методическую помощь оказывали мастеру сотрудники отдела русской этнографии. Выполнялись изделия, на основе фондового материала – коллекции традиционной мужской и женской крестьянской одежды. Некоторые детали костюма, например, особые приемы завязывания платков, поясов специально демонстрировались мастеру. Получились уникальные фигурки, в старообрядческих костюмах, сохраняющие историю нашего края.  

Интересно представлен мастером женский нарядный костюм – это яркие рубахи с вышивкой, сарафаны, пояса и платки.  Даже такую этнографическую деталь женского костюма как рукава она выделила с особой скрупулезностью. (Рис. 1) Насыщенные орнаменты вышивки она сумела изобразить при помощи кисти и красок. Платки, дополняющие женский и девичий костюм получились разнообразными – накрученными короной, завязанными спереди, сзади узлом или бантами.

Эффектно выделены богатые косы, украшенные лентами. Все дополнительные украшения фигурок выполнены при помощи налепов. Виртуозное владение этим декоративным приемом ручной лепки позволяет мастеру расширить разнообразие фигурок, сделать неповторимым внешний вид каждой. Главные составляющие мужских костюмов - мужские традиционные рубахи и порты разных цветов, дополненные красочными узорными поясами. Обязательный атрибут костюмов – это головные уборы. В их зимнем варианте – это шапки кубанки, в нарядном – черные шляпы, украшенные лепными цветами.  Завершают костюм – традиционные сапоги бутылы или валенки. Эффектно, при помощи сложных приемов ручной лепки, изобразила мастер традиционную меховую зимнюю мужскую одежду  - тулупы, зипун, шапки. (Рис. 2)

Техника гравировки, которая при этом используется, в сочетании с раскраской – позволяет добиваться реальности в глиняных изделиях. Мотивы этнографии присутствуют не только в одежде керамических фигурок коллекции С. Г. Лыковой, но и в динамичных позах этих персонажей. Они изображены за работой, в танце, пении.

Можно выделить  жанровые сценки. «Мужик с мешком» (Рис. 3), придя на ярмарку, собрался приобрести посуду для своего дома, а «Мужик в тулупе», пришедший за тем же, стоит и торгуется. Рядом «Баба с гусем» словно предлагает всем: «Кому гуся…?». Тут же сидит горшечник и доделывает большой горшок, сосредоточившись на своей работе. «Мужик с караваем» заботливо держит хлеб в руках.  «Мужик в фартуке» - торговец на ярмарке, развел руки в разные стороны и печально наклонил гголову – «товар закончился». (Рис. 4)ову     

Фигурки  в мужских и женских праздничных костюмах демонстрируют ансамбль народной песни. Движение рук при пении, динамика танца, формы тела, мимика, детали костюма – все аккуратно до мелочей отображает мастер в своих произведениях. (Рис. 5) Еще одна группа фигурок представляет интересную тему, также отражающую этнографию Рудного Алтая – «Суеверия русского народа».  Это одна из любимых тем в творчестве С. Г. Лыковой, представлена она тремя предметами.  Перед тем как лепить эти сложные и уникальные фигурки Светлана изучила литературу по мифологии славян.  Таким образом, она, четко смогла представить, как выглядят герои русских суеверий. Эти работы разительно отличаются от остальных. Выполнены они, как и другие фигурки коллекции из обожженной глины и в тон к ней полностью покрыты светло-коричневой краской и лаком. Все детали костюмов, обувь, черты лица, волосы, украшения и т. д. мастерица выполняет на фигурках только при помощи гравировки и «налепа», доводя четкость линий до совершенства. Мастерица передает внешний облик героев, опираясь лишь на один цвет – коричневый и на свои профессиональные навыки лепки из глины. Она не навязывает собственного мнения, а работает только на основе знаний по этой обширной теме.

Всем известен проказник Домовой. (Рис. 6) Светлана изображает его причудливым, бородатым, верхом на свинье со сбруей и попоной. Может показаться странным, как Домовой оказался на Свинье, да еще со сбруей и попоной? Но не все так просто. Домового иногда считали не только «хозяином» дома, но и «хозяином» двора со всей живностью, которая имелась.[3, с. 54-55] Поэтому Домовой, сидя на свинье, по-хозяйски объезжает свои владения. Он упитан, добротно по-крестьянски одет, причесан, борода аккуратно стрижена, его свинья  откормлена, на ней богатая попона – все это говорит о том, что люди с Домовым живут в ладу, а в доме и по хозяйству у них все в порядке. Примечательно, что на поясе у него закреплены гребень и два ключа, – это старинные славянские обереги, которые должны привлекать и удерживать в избе богатство, сытость, довольство. [3, 54-55] Другой дух русских суеверий – Дремушка, или Дрема. (Рис. 7)  

Это, как правило, добрая старушка с ласковыми руками. Она обычно приходит к детям, поправляет им одеяло, гладит по волосам. В глине мастерица ее изобразила с подушкой в руках, в платке, длинном сарафане и рубахе. Она стоит, наклонив голову к подушке. Всем своим видом говоря: «Пора спать!».

Летом в полдень очень жарко. А в поле во время жатвы в это время суток солнце не щадит никого. Вот и придумали наши предки, что ходит по полосам ржи красивая высокая девушка Полудница или Полуденка. (Рис. 8) И если, кто в самый жаркий полдень работает, того берет за голову и начинает вертеть, пока не натрудит шею до жгучей боли. [4, 320] Светлана Лыкова изображает девушку Полуденку плотного телосложения в длинном цветастом сарафане, который развевается на ветру и рубахе. На шее бусы, съехавшие на бок. На голове слегка соскользнувший платок, из-под которого видны две толстые косы. Полуденка стоит, подбоченясь, и смотрит, как бы говоря: «Кто тут еще работает?». Важную деталь не упускает Светлана при изготовлении своих фигурок. Некоторые из них, когда позволяет размер и форма, она делает в виде колокольчика с маленьким глиняным язычком. А сама фигурка при этом выполняется полой внутри. В глиняных фигурках Светланы Лыковой, выполненных на тему суеверий русского народа, мы видим современный вариант оберегов. В них мастер сохранила древнюю традицию: отпугивать все злое. Интересно и то, что в роли оберегов она использовала добрых героев русских суеверий. Керамика С. Г. Лыковой, раскрывает перед нами индивидуальность автора, ее любовь к культуре родного края, полет фантазии, доброту и жизнелюбие.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.   Богуславская И. Я./ Русская народная игрушка в собрании Государственного Русского музея/ Альманах. Вып.18. СПб: Palace Editions, 2002

2.   Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. М., 1987. с. 344

3.   Семенова М. Мы – славяне! – Санкт-Петербург: «Азбука», 1997. – с. 54-55

4.   Словарь всемирной мифологии. / Составители Грушко Е. А., Медведев Ю. М. – Нижний Новгород:  «Три богатыря» и «Братья славяне», 1997. -  с. 496

5.   Черкашина В. А. Очерки о мастерах. – Усть-Каменогорск: «Медиа-Альянс», 2007 г. – с. 137

 Н. Честнейшина, сотрудник ВК областного архитектурно-этнографического
 
 и природно-ландшафтного музея-заповедника

 

Вверх