На главную страницу

 

 

   Формирование интереса к искусству камнерезного ремесла

Написать письмо:  raisa_m_1960@mail.ru

П л а н:

 1.    Вступление (история камня)

2.    Подземные кладовые Казахстана

3. Каменное многоцветье ВКО

4. Творить из камня чудеса     

      5. Узоры из каменных кружев

6.  Каменные фантазии мастеров ВКО

 Ц е л ь:

Формирование интереса к искусству камнерезного ремесла. 

Задачи:

1. Воспитание художественного вкуса

2. Знакомство с творчеством мастеров-камнерезов

Восточного Казахстана и их изделиями.

 

 Гордиться славою своих предков не

Только можно, но и должно;

   Не уважать оной есть постыдное малодушие

                                                                                  А.С. Пушкин

Введение: «Камень, - по определению В. Шумана, - это всякая твердая вековая составная часть земной коры в виде сплошной массы или отдельных кусков. Ювелир понимает под этим словом драгоценные камни, строитель – материалы, с помощью которых мостят улицы и возводят дома».

 Слово «камень» пришло к нам от далеких предков. На одном из древнейших языков мира – санскрите – слово «камень» (или «благородный камень») звучит как «упала», близко к «опал». Предполагается, что от него произошло название минерала – «минера», повторяющее кельтское, означало руда (или камень), дающий металл. Позднее от «минера» образовался термин «минерал».Для первобытного человека изделия из камня имели настолько жизненно важное значение, что древнейший период истории человечества ученые назвали каменным веком.

Из камня первобытный мастер изготовлял топоры, наконечники копий и стрел, простейшую посуду и жернова для растирания зерна и многое другое. Конечно, самые первые орудия труда были грубыми. В них, прежде всего, учитывалось практическое назначение. Позже, научившись шлифовать и полировать камень, человек стал придавать им более изысканную форму. Очевидно, он со временем приметил, что полированные топоры имеют не только привлекательный вид, но и становятся более прочными и удобными.

В дальнейшем, научившись распиливать и полировать цветные камни, человек открыл удивительный многокрасочный мир яшмы, малахита, агата, орлеца, мрамора…

Тонкие пластинки камней стали со временем применять для отделки декоративного убранства дворцов и богатых особняков, украшая ими вазы, столы, светильники, ширмы, а также стены и колонны.

Из драгоценных камней и самоцветов ювелиры создавали подлинные шедевры декоративно-прикладного искусства. Каждый мастер, работающий с камнем, старался, как можно полнее выявить красоту натурального камня. Многочисленные приемы обработки камня, разработанные многими поколениями старых мастеров, успешно применяют в своем творчестве и современные художники. Человек научился использовать не только природные камни, но и создавать искусственные.

   

Нашим предметом исследования являются камни, украшающие нашу жизнь, которые получили название самоцветы и цветные камни. Это разнообразные по составу минералы и горные породы, обладающие естественной декоративностью (красивой окраской или рисунком, прозрачностью, ярким блеском, световой игрой или другими, нередко сочетающимися свойствами) и кроме того подающиеся определенной механической обработке (резке, огранке, шлифованию, полированию).

В зависимости от характера применения требования  к камню различны. Спектр использования цветного камня обширен и многообразен: вставки в кольца, броши, браслеты, кулоны, геммы, различные камнерезные изделия. В современном ювелирном и камнерезном производстве используется около ста видов цветных камней.    

В соответствии с характером использования они разделяются на ювелирные, ювелирно-поделочные, поделочные и декоративно-облицовочные.

В мире открыто и изучено уже около трех тысяч минералов. Говорят, что опытный минеролог может определить на глаз примерно около трехсот видов. Между тем только около ста минералов имеют для человека практическое значение. Примерно четверть из них формируют многочисленные горные породы.

Для художественных работ используются как минералы, так и горные породы, которые мы привычно называем камнями. Собирать камни можно в любое время года, даже зимой.

Разумеется, если в эту пору где-нибудь поблизости роют котлован или траншею. Конечно, зимой могут быть только случайные находки, а самое хорошее время для сбора камней весна, лето и осень. Особенно хорошо отправиться на поиски камней после того, как прошел весенний дождь и промыл каждый камушек, вывороченный паводком. У охотников за камнями есть не только излюбленное время года, но и благоприятная погода. Как ни странно, настоящий любитель камня радуется не солнышку, а пасмурной погоде, когда идет мелкий моросящий дождик. Такое предпочтение объясняется просто: увлажненные камни в ненастье «проявляются», приобретают более насыщенный цвет, как галька на речном мелководье или у берега моря. Однако интересные цветные камни могут встретиться даже во время перекапывания огорода. Но даже ни чем не примечательные с виду камни не следуют выкидывать. Художнику, в отличие от коллекционера, любой камень может быть на что-нибудь сгодиться.

Даже самые маленькие камушки могут использоваться для мозаичных работ. А вот вдали от дома собирают самые интересные, самые многообещающие камни.

Их можно найти в поле, в оврагах, в каменистой речке, у крутых обрывов. Необъятны и чудесны  просторы казахстанских степей. Неповторимо прекрасны нагромождения гранитных скал, поросшие реликтовыми хвойными лесами.  Таинственно заманчивы знойные песчаные пустыни… Нет такого металла в периодической системе элементов Д.И Менделеева, который не извлекался бы из  казахстанских недр! С незапамятных времен сохранились в различных местах республики древние рудные копи – казганы, в которых добывали медь, серебро, золото, железо, свинец. Джезказган, Алтынказган, Кургасынжай, Темиртау – в этих казахских названиях упоминание о древнем промысле. Не только углем и металлами славны недра. Есть в природе такие камни, которые окрашены в яркие, не тускнеющие цвета, расписаны неповторимыми узорами, которые не в силах создать фантазия художника, искрящиеся всеми цветами солнечного спектра в гранях прозрачных кристаллов. Камни эти получили образное название – самоцветы. Редко встречаются самоцветы в земных недрах. Трудно искать их и обрабатывать. Зато и ценятся наиболее редкие и красивые из них наравне с золотом, а то и много дороже. Легендарный камень нефрит, нежно-зеленый хризопраз, многоцветные яшмы, прозрачный фиолетовый аметист, дымчатый раухтопаз, сказочный, неповторимый малахит, огненный пирит – вот далеко не полный перечень казахстанских самоцветов.

Развитие поисков цветных камней в Казахстане связывается с организацией и деятельностью Колыванской (Локтевской) (Алтай) шлифовальной фабрики, откуда, начиная с конца XVIII столетия, предпринимались многочисленные поездки в «Заиртышскую степь для прииска агатов и хрусталей».

Однако, преувеличенные рассказы о богатствах Прииртышской степи заканчивались, как пишет А.Е. Ферсман, «довольно плачевными» результатами экспедиций. Тем не менее, сохраненные до наших дней непревзойденным любителем камня академиком Ферсманом материалы о работах того периода позволяют сделать вывод о большом интересе к бескрайним просторам Казахстана многочисленных исследователей. Таким образом, основанные неподалеку несколько заводов вскоре получили общее название Колывано-Воскресенских. «Ведомство Колывано-Воскресенских заводов» простиралось с севера на юг почти на 400 верст, с востока на запад на 200 с лишним верст.

Чаша из кушкульдинской яшмы, изготовленная по предписанию Кабинета его величества (1829-1843 гг.) украшает зал Государственного Эрмитажа.

Под чашей - мраморная доска с надписью: «Чаша сия сделана на Колыванской шлифовальной фабрике из ревневской яшмы по рисунку архитектора Мельникова; в поперечнике 7 аршин, вышиною вместе с пьедесталом и ножкой 3 аршина 10 вершков, весом более 1200 пудов. Камень добыт в 1829 году унтерших-мейстером Колычевым и осекался на месте два года, чаша совершенно окончена в начале 1843 года. Отправлена с фабрики под наблюдением бергшворена 12 класса Ивачева и доставлена в С.-Петербург в августе того же года. Во время следования сухим путем до реки Чусовой на расстоянии двух тысяч верст запрягались под нее от 120 до 60 лошадей». Почти двадцатитонная чаша была настолько велика, что ее установили во дворце до того, как была сделана крыша зала. Из архивных документов известно, что камень для чаши переправляли зимой по льду на валиках, по земле – лошадьми.  Для нее прорубали специальные дороги  в лесу и строили особые переправы. Для обтесывания глыбы был построен специальный сарай во дворе фабрики. Вокруг монолита соорудили особые вращающиеся диски, на которых одновременно работало несколько мастеров, располагаясь друг над другом. Потом на поверхности чаши бронзовыми карандашами нанесли рисунок и покрыли его лаком, чтобы не стирался. Разметка рисунка и расчет ножек требовали заключительной точности и сделаны они были безукоризненно.

После разметки рисунка металлическими пластинками начали полировать и шлифовать поверхность. Почти полтора десятилетия трудились мастера над чашей.

Почти даровая рабочая сила позволяла Кабинету извлекать из предприятий горной промышленности огромные прибыли. Алтай в короткий срок выдвинулся на первое место в стране по выплавке серебра и свинца и получил широкую мировую известность. К середине XVIII века окончательно выяснилось необходимость в подготовке высококвалифицированных инженерных кадров для горного и горно-заводского дела. В 1760 году, в семье золотошвейного мануфактурщика Филиппа Риддера, сына купца Риддера, родился сын Филипп, который в 1775 году стал студентом второго набора Санкт-Петербургского Горного училища.

1 января 1781 года Риддеру был пожалован чин берггешворена (подпоручика) с жалованьем 120 рублей в год. Он слывет прекрасным специалистом, ярым ревнителем и ценителем творческой мысли.

Есть на рудном Алтае город Зыряновск. Невелик он, но разрабатывают здесь богатейшее в мире месторождение полиметаллических руд. В них свинец, цинк, медь, золото, серебро, кадмий, таллий, теллур и многие другие металлы. Сложилось немало легенд о первооткрывателе рудника Герасиме Зырянове. Но легенда, как бы поэтична она не была, прежде всего, плод народной фантазии. Понадобилась долгая работа в архивах, чтобы вырисовывалась личность человека, каким он был в жизни.

Уже в XVIII веке неоценимую помощь в поисках оказывало казахское население. Много было среди кочевников людей, которые интересовались минеральными богатствами своей земли, знали приметы, по которым можно определить залежи полезных ископаемых. С 30-х годов XIX века началась развиваться на Рудном Алтае частная золотопромышленность. Вначале вблизи  уездного города Усть-Каменогорска, а к концу XIX века – в основном на притоках реки Курчума и в Зайсанском уезде. Работала на приисках в основном казахская беднота, хозяева же проживали в городе. Каждый из них стремился поменьше затратить , побольше получить, а сделать это было нетрудно, рабочие – народ безответный. История Рудного Алтая – лишь одна из страниц яркой и богатой истории нашей необъятной страны. 

Камнесамоцветное сырье используется в различном камнерезном производстве. Классифицируя камнесамоцветное сырье по области применения, выделяют три группы камней: ювелирные (ограночные), поделочные (камнерезные) и декоративно-облицовочные. Ограночное камнесамоцветное сырье используется в ювелирных изделиях, сочетающих специально обработанный камень с благородным металлом (платина, золото, серебро). Это перстни, броши, кулоны, серьги, браслеты, запонки и другие изделия. Для лучшего выявления всех достоинств ювелирные камни подвергаются огранке и полировке. Огранка камней – большое искусство. Правильной огранкой могут быть исправлены многие недостатки камня. Скрыты или использованы его различные дефекты.

     

Поделочное камнесамоцветное сырье используются для декоративных камнерезных изделий (шкатулки, пепельниц, вазы, скульптурные рисунки, предметы культа и т.п.). Ценность этих изделий во многом зависит от художественного исполнения, подчеркивающего красоту камня. В практике мастеров-камнерезов художественные изделия изготавливаются либо из чистого камня (монолита), редко в сочетании металлом, либо исполняются из тонких пластин каменной «фанеры», наклеенной на заготовку из металла, камня или дерева.  

 При этом «фанера» подбирается по цвету и рисунку таким образом, чтобы создавалось впечатление цельного законченного произведения (орнамента и рисунка). Технология облицовки изделий камнем еще в XIX веке получила признание во всем мире и была названа «русской мозаикой». Мозаичные панно до настоящего времени украшают интерьеры дворцов и других уникальных зданий (Малахитовый зал Эрмитажа в С.Петербурге, колонны из родонита на станции метрополитена «Площадь Маяковского» в Москве и др.).

Декоративно-облицовочные камни выделяются благодаря своей декоративности и возможности использования, как в виде монолитов, так и в виде полированных пластин для украшения архитектурных сооружений и памятников

 Наша республика – одна из самых богатых ювелирными, поделочными и декоративно-облицовочными камнями. Каждый раз выявляются все больше видов камней.

Еще ранее найдены такие прекрасные самоцветы как: хризопраз, моховый опал, жадеит и др. «Камнем», или Бухтарминским краем называли в XVIII-XIX веках горную часть нынешней Восточно-Казахстанской области. Издавна привлекал этот живописный край путешественников, ученых, писателей. Уже в начале XIX века в отечественных и иностранных изданиях появляются восторженные статьи о Бухтарминской долине, прежде всего о ее непреступных диких горах и ущельях, живописной флоре и богатой фауне.      

 У каждого человека свое представление о камне, Для архитектора, строителя или каменотеса под этим словом понимается материал, используемый для строительства и отделки зданий, для геологов – это объект изучения горных пород и минералов. Для ювелира, художника, работающего с камнем – это не только прекрасный поделочный минерал, но и частица земной красоты, неиссякаемый источник вдохновения. Камень будит фантазию, подсказывая художнику подчас самые неожиданные пластические и колористические решения. Даже невзрачные на первый взгляд бросовые камушки могут сослужить художнику неоценимую службу.

Ведь каждый камень таит в себе загадку, и человек, работающий с ним, должен выявить и раскрыть перед нами природную красоту этого камня.

Ярославцев Александр Васильевич в 1948 г. окончил художественное училище в г. Кунгуре Пермской области. В 1961 г. переезжает вместе со своей семьей в г. Алма-Ату, где на фабрике «Сувениры» занимался камнерезным ремеслом. Александра Васильевича приглашают в 1969 г. в г. Усть-Каменогорск для развития камнерезного производства.

В начале он работает на фабрике «Орнек», затем на заводе «Оютас», а с 1980 г. – на Востокмашзаводе. Мастер выполнял заказы предприятий, изготавливал утилитарно-декоративные изделия, отвечающие требованиям современности. Ассортимент его изделий: кубки, вазы, настольные письменные приборы, подсвечники, различные шкатулки и женские украшения.

 Изготовление предметов из камня включает в себя токарную обработку, фрезерование, фактурную обработку материала. В фондах нашего музея находятся более 36 работ Ярославцева, выполненных на токарном станке. Отличительная черта его изделий – строгость и простота геометризованных форм.

Объемы и поверхность утилитарно-декоративных предметов из камня привлекательны естественной структурой природного рисунка. Александр Васильевич использует различные породы камня: змеевик, мрамор, риддерскую яшму, нефрит, халцедон, обсидиан и т.д. В художественном оформлении изделий мастер применяет металл, металлические пластины.

Из металла он оформляет внешнюю сторону дна шкатулок, ножки-опоры, предохраняет камень от повреждения. Крышка шкатулки – на металлическом креплении. Четкие, ясные формы шкатулки привлекательны чистотой исполнения и красотой камня. Ряд сувенирных настольных предметов дополняет мастер эмблемой города Усть-Каменогорска из металла. Некоторые подсвечники имеют вид декоративной скульптуры. Они ярусны, состоят из нескольких пород камня с металлическими чашечками для свечей. Искусные руки мастера создали и разнообразные женские украшения: кулоны, серьги с гранеными краями, броши округлой формы из различных пород камня.

В Усть-Каменогорске при ВНИИцветмете существовал сувенирный цех, который до 1987 г. выполнял ювелирные изделия из полудрагоценных и поделочных камней: яшмы, агата, опала и т.д. Когда-то в нем работали такие камнерезы, как Шубина В.В., Далентаев Б.А. В фондах музея находятся их изделия  и небольшая коллекция женских украшений этого предприятия.

В г. Усть-Каменогорске есть частное предприятие. Здесь работают люди, увлеченные искусством резьбы из камня. Коллектив его, состоит всего из двух человек – это профессиональные мастера Шубин Василий Алексеевич и Новоселов Виктор Степанович, которым прежде, чем создать какое-либо изделие, приходится самим заготавливать камни (яшма, агат, кварцит и т. п.), а также проделывать огромную подготовительную работу. Сегодня здесь изготавливают различную сувенирную продукцию, оригинальные подсвечники, солидные настольные приборы, шкатулки любой формы и размера, прекрасные женские украшения и многое другое. Частенько сувениры этих мастеров увозят с собой гости из ближнего и дальнего зарубежья Германии, Юж. Кореи, России и др. стран. Пользуются они популярностью и у наших сограждан.      

И это не случайно, так как велика волшебная сила искусства, когда мастер, вкладывая в свое изделие частичку своей души и энергии, словно «оживляет»  камень, заставляя его раскрывать перед нами свою удивительную и таинственную «душу», красоту окружающего нас мира природы.

Шубина Валентина Васильевна 1950 года рождения. Родилась в Китайской народной республике в г. Цзинь-Чжоу. В 1953 г. родители вернулись на историческую родину в г. Свердловск (Родина отца, бывший военный врач). Затем жили в Уссурийском крае. В г. Свердловске окончила художественное училище, отделение-резчик по художественной обработке камня (1972). После окончания работала на фабрике «русские самоцветы».           

Из далекого Усть-Каменогорска в г.Свердловск пришла заявка на специалистов для Белогорского горно-обогатительного комбината в п. Красный Кардон. Шубины одни из первых была направлена в наши края. Здесь была открыта камнерезная  мастерская, в которой изготавливались сувениры из местных камней: хризопраз, яшма риддерская, ревневская. В 1974 г. приехала в Усть-Каменогорск на предприятие ВНИЦВЕТМЕТ в экспериментальный механический цех, который существовал до 1994 года. Цех выпускал женские украшения и сувениры. Затем она  работала  на сувенирном камнерезном участке при свинцово-цинковом комбинате, где изготавливались сувениры (шкатулки, подсвечники, письменные наборы,) для нужд комбината.

Там она проработала с 1993 по 2000 гг. мастером.  Валентина Васильевна имеет двух сыновей, которые также как и мама прекрасно владеют искусством резьбы из камня. В основном они делают женские украшения: кольца, подвески, сережки, браслеты. Мастер-камнерез, ювелир Далентаев Байболат Айткалиевич, 1955 года рождения изготавливает сувенирные и ювелирные изделия из камня (сувениры, вазы, женские украшения). Он окончил Свердловское художественное училище. Работал во ВНИЦВЕТМЕТЕ камнерезом.

В данное время работает в ТОО «Топаз». Мастер сам заготавливает материал. С нашим музеем стал   сотрудничать с сентября 2008 года.

Флоренция подарила миру имена известных мастеров-камнерезов и образцы мозаичных произведений. Россия гордится картинами из камня, которые хранятся в Янтарной комнате.

 Продолжают традиции своих предков и Зыряновские камнерезы, прославившиеся своим мастерством далеко за пределами нашего Казахстана. 1 сентября 1988 года – дата рождения камнерезного цеха в г. Зыряновске. Как из неприметных камушков рождаются, произведения искусства знают, например, в мозаично-камнерезном цехе ТОО «ЭНВИ».

Сначала камни собираются и отсортировываются по цвету. Их тысячи и тысячи. Чтобы береза была, как живая, нужны черно-белые камушки для ствола и зеленые для веточек. Выбираются голубовато-белые – они станут небом над березами. Потом подбираются цвета поляны и березовой тени на этой поляне.

И так бесконечное множество оттенков, которые пока являются лишь материалом. Весь он подбирается к эскизу. Это может быть либо рисунок художника, либо просто фотография какого-то уголка нашей великолепной местности, что еще лучше. Во-первых, он узнаваем нами, дорог сердцу местного жителя, а во-вторых, кто лучше природы нарисует?

Теперь подобранные камни режутся «в лапшу», оттачиваются, подбираются по тончайшим оттенкам: они должны как можно точнее повторить оригинал.

Камень, ставший вещью, будь то подсвечник, шкатулка, письменный прибор или картина, заключает в себе столько кропотливого труда и неповторимого мастерства, столько изящества и красок! Увидев один раз эстамп при особой подсветке, невозможно забыть его. А ведь это просто пластина, натуральный внутренний рисунок камня. Вот таинственная ночная долина, пронизанная золотом луны… Пейзаж вызывает одновременно и умиротворенность, и беспокойство. Но другой человек увидит в нем что-то совершенно особенное, свое. 

 Во многих местах работа с камнем забыта и заброшена. Даже в России, на Урале, где до сих пор жива легенда о хозяйке Медной горы, люди утратили искусство мозаики. На самом деле,  это довольно сложное творчество. В маленькой картине может «участвовать» до трех тысяч камней.

Все надо распилить на микропластины, подогнать к друг другу.  Увидеть их в образе. Необычайно чудесные изделия изготавливают современные мастера в камнерезном участке, что находится в г.Зыряновске при горно-обогатительном комбинате. Славные мастера-камнерезы трудятся  здесь.

На самодельном, приспособленном оборудовании, выполненном на базе мастерских (шлифовальные машинки, распиловочные станки), изготавливали шкатулки, подсвечники, письменные наборы, женские украшения. Так, например, уже к 8 марта 1989 года были выданы первые образцы продукции: кулоны, броши, перстни, браслеты, сувениры, изготовленные из яшмы, оникса, лазурита и т.д., которые стали пользоваться спросом у населения. Невозможно глаз оторвать от изделий, изготовленных самыми разными мастерами, вложившими свой непомерный труд в создании чудесных произведений из камня.

Дети увлекались будучи в пианер лагерях, где мама вела кружок прикладного искусства (ювелирка, мяг.игрушка. макраме, чеканка, выжигание) Старший сын Василий (с 18 лет) первый заинтересовался ювелиркой вначале из простого металла (подручный материал – манжурский привозной орех из которых шлифуя делали украшения серьги, ожерелье, бусы),  Василий устроился на завод Эталон в камнерезный цех – резчиком. Проработав года два он . Затем открыл ювелир мастер «Малахитовая шкатулка».Работал 7 лет, а затем пришлось закрыть из-за большой платы за аренду.Затем увлекся и младший сын Андрей. С 15 лет он стал работать во ВНИЦВ.

Резчиком по камню. У него 3 разряд. Тоже выполнял работы : шкатулки, сувениры, ювелирные украшения. В 1993 г. оба перевелись в Казцинк в камнерезную мастерскую, где были ювелиры, у них он научился сложным работам: делать серьги, ожерелье.

Сейчас у Андрея своя мастерская «Кристалл» по изготовлению ювелирных изделий. В данное время у семьи Шубиных как бы свое дело. Сейчас и внуки В.В. увлекаются этим нелегким, но радующим глаз искусством.

В наши трудные дни в воскресной школе при церкви на Аблакетке мастерица создала кружок по прикладному искусству, куда с удовольствием приходят дети. Мастерица впрошлом занималась спортивной гимнастикой, легкой атлетикой, бальные танцами, медали на выставках камнерезных работ на ВДНХ в Москве, выставки работ в Усть_Каменогрске

Настоящее – почет и уважение людей, живущих и работающих рядом. С 7 лет стала посещать танцевальный кружок

 МУХАМЕДЖАНОВА РАИСА ЧЕРЯЗДАНОВНА – Младший специалист отдела народного прикладного искусства Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника.
 

 Использованная литература:

  1.    Л.И. Данилова Камень, глина и фантазия. Москва «Просвещение» 1991 г.

       2.    Г.Х. Гильмутдинов, Г.Д. Аеров Самоцветы Казахстана. Алма-Ата «Мектеп», 1984 г.

       3.     В.А. Милашев Алмаз. Легенды и действительность. Ленинград «Недра», 1976 г.

       4.     Г. Смит Драгоценные камни. Москва «Мир» 1980 г.

       5.    Л.С. Путолова Самоцветы и цветные камни. Москва «Недра» 1991 г.

       6.    Поделочный камень в русском ювелирном искусстве. Сокровища Государственного ордена Ленина Исторического музея.

       7.    Г.Я. Федотов Камень Москва ЭКСМО 2002 г.

       8.    Немцев М.С. Филипп Риддер и его время. Риддер: Издательское бюро «Терра» 2006 г.

       9.    Н.В. Алексеенко  Бухтарминские были.

10.Т.Б. Здорик Странички из жизни камня

 

Вверх