На главную страницу
 

 

Искусство аппликации

 

С незапамятных времен человек стремится украсить себя, свою одежду и жилище, используя для этого различные способы. Одним из них является знакомая и любимая нами с раннего детства аппликация (от лат. слова applicatio – прикладывание).

Этот древнейший вид изобразительной техники основан на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Аппликация привлекает доступностью и простотой в применении, необычайным разнообразием в выборе материала, а также сохранением реалистической основы изображения. Это дает возможность ее широкого использования в оформлении одежды, украшении различных вещей, изготовлении игрушек, сувениров, в создании декоративных  композиций. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных.

Высоким художественным мастерством отмечены уже самые ранние из сохранившихся аппликаций, к примеру, найденные при раскопках Иссыкского кургана (УI-У вв. до н.э.) близ г. Алматы захоронения «Золотого человека», сакского воина, одежда которого обшита четырьмя тысячами тонких золотых пластин в виде символических звериных образов.

В Пазырыкских курганах(V-III вв. до н.э.) благодаря вечной мерзлоте сохранились изделия, украшенные аппликацией не только из металла, но и из кожи, войлока, бересты.Многие столетия аппликация находит широкое применение и распространение не только в Азии, но и в Европе: Италии, Испании, Германии, Франции. Большой популярности она достигла во времена рыцарства. Появление родовых знаков – гербов, привело к развитию вышивки аппликацией.

Особенно славились испанские аппликации – вырезные узоры из бархата на фоне атласа. Подлинного расцвета аппликационные работы достигли в XVI веке в церковном одеянии в Италии и Испании. Они характерны повторением одного и того же мотива и контрастными сочетаниями тонов. Самым модным было сочетание красного, желтого и зеленого цветов.

На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. Наиболее молодым видом аппликации считались черные силуэты, вырезанные из бумаги. Само название «силуэт» появилось во Франции. При дворе Людовика XV главным контролером финансов был Этьен Силуэт, который вынужден был уйти в отставку после неудачной критики на короля. Ему осталось одно утешение – вырезать из черной бумаги свои любимые картинки. На него была даже нарисована карикатура в виде теневого профиля.

Так родилось название «силуэт».Аппликации уделяли большое внимание в своем творчестве известные художники, такие как Ф.П. Толстой, Е.Е. Лебедева, А. Матисс и многие др..

            

Интересно, что И.Е. Репин приобщился к искусству, вырезая в детстве из бумаги фигурки людей, животных, птиц и наклеивая их на окна своего дома на радость прохожим. Самородком в искусстве аппликации был народный умелец Капитон Воробьев по прозвищу Акакий, прославившийся своими филигранными вырезками из бумаги.

Разные народы используют для аппликации всевозможные материалы. Аппликация из мягких материалов (кожа, мех, войлок, ткань)  получила большое распространение и высокое художественное развитие у народов, основным занятием которых было скотоводство. Так, из кожи и цветного войлока создаются казахские и киргизские аппликации в своеобразной технике мозаики в таких изделиях, как ковры (сырмаки, тускиизы, телемаки), войлочные сумки, чехлы и одежда.

В технике мозаики изготавливают узорную обувь татары, комбинируя разного цвета заготовки из шерсти и кожи. У народов Севера высоко развито искусство меховой мозаики в создании одежды и обуви, они украшают ее цветными вставками из тканей, сукна, дополняя шитьем, бисером или вышивкой.

В технике сквозной резьбы создаются орнаменты из железа и жести, а также дерева, кости и бересты для украшения сундуков, ларцов. Просечными узорами из железа причудливо оформляли русские мастера дымники. Ажурными украшениями из моржовой и мамонтовой костей славятся мастера из Холмогор, Якутии, Камчатки. Изобретательность нанайских умельцев проявляется в украшении берестяных предметов аппликациями из окрашенной бересты, рыбьей кожи и бумаги. Изящные аппликации делают народные мастера из упругой соломы ржи. Они широко распространены в Белоруссии, Прибалтики, Поволжье и др. местах.

                                      

 Накопленные веками опыт и навыки в области искусства аппликации умело применяют в своем творчестве мастера нашего края, удивляющие порой интересными идеями, новыми техническими приемами и  использованием нестандартных, оригинальных материалов. Об этом наглядно свидетельствует разнообразная коллекция, имеющаяся в фондах Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника.

В нашем городе наиболее известным мастером, работающим в технике тканевой аппликации, является Любовь Антоновна Кулинич, художник широкого творческого диапазона, успешно проявляющая свой талант и в живописи, и в росписи на ткани (батик), и в ювелирном искусстве. В фондах музея насчитывается более 40 ее аппликационных работ разнообразной тематики – от декоративных салфеток до крупных сюжетных композиций, многие из которых объединены в серии, такие как «Национальные костюмы», «Птицы в клетках», «Костюмы разных времен и народов». Специфика архитектурного образования Л.А.Кулинич зачастую проявляется в ее аппликационных композициях, для которых свойственны предельная лаконичность, выразительность и обобщенная трактовка образов.

Но главное, что так притягивает в ее работах, это ощущение светлого детского праздника, легкости и свободы полета души. Среди мастеров декоративно-прикладного искусства в нашей области  много выпускников архитектурного факультета УКСДИ, которые успешно занимаются различными видами творчества.

Так, Елена Степановна Фомина самостоятельно освоила искусство изготовления художественных изделий из кожи и достигла в этой области совершенства.

В музее имеется серия ее работ под названием «Времена года». Используя техники плоскостной и объемной  аппликаций, тиснения, плетения и гофрировки, мастерица создает из разноцветных кусочков кожи многоплановые композиции, пропитанные настроением радостного восприятия мира и его философским осмыслением.

Великолепны аппликационные работы из ткани Маргариты Степановны Мамеевой. Это сюжетные композиции («Чаепитие» и др.), декоративные сумочки-торбы со стилизованным казахским орнаментом. Их отличают высокое качество исполнения и тщательность в подборе цветовых сочетаний тканей.  В работе над ними мастерице помогало не только специальное образование (она окончила художественное училище им. П.Бенькова в г. Ташкенте),  но также тонкий художественный вкус и любовь к рукоделию, привитые ей с раннего детства.  Мастерицей на все руки можно смело назвать и Фаину Борисовну Хорошилову, которая в совершенстве владеет всеми видами рукоделия: шитьем, вязанием, вышивкой, макраме и аппликацией. Для своих аппликационных работ она выбрала простой и в то же время удивительный по красоте природный материал – соломку. Аппликация из соломки, несмотря на ее трудоемкость и кропотливость в работе привлекает многих.

В этой технике уже много лет плодотворно работают такие мастера старшего поколения как В. Н. Сафронова, Л. А. Юрганова, Л. Д. Ильина. Среди молодых  особо хотелось бы выделить талантливую, разностороннюю художницу, выпускницу Уральского училища прикладного искусства Ольгу Геннадьевну Сагачеву.

Вершиной ее мастерства являются оригинальные аппликационные панно, для которых она использует  внутренние листья початков кукурузы. Выбор тем для своих произведений художница остановила на загадочных образах Востока («Собиратель хвороста», «Императрица»), героях и сюжетах средневековой литературы, оригинальных женских образах…  

Соломка, береста а также всевозможные засушенные растения – все это материалы, используемые в технике флористики – искусстве комбинирования растений для создания декоративных панно. Настоящим виртуозом в области аппликационной флористики у нас по праву считается Светлана Афанасьевна Гусева. Флористические пейзажи и натюрморты, созданные мастерицей, настолько искусны и реалистичны, что их порой трудно отличить от живописных произведений.

В ее сказочно-лирических композициях чудесным образом веточки дикой полыни превращаются в заросли кустарников, рельефные листья капусты – в массивные горы, а чесночная шелуха – в белоснежные сугробы. Сейчас, когда Светлана Афанасьевна живет в России, в нашем городе осталась ее последовательница  Елена Синицына, у которой, в свою очередь, учится мастерству флористики подрастающая дочь. А это значит, что опыт и традиции, накопленные веками, такого древнего искусства как аппликация не угаснут и будут продолжаться в произведениях наших мастеров – современников и последующих поколений.

 Елена Романова, сотрудник ВК областного архитектурно-этнографического

 и природно-ландшафтного музея-заповедника. 

 

Вверх