На главную страницу
 


 

     В СТИЛЕ "ЭТНИКА" или СТАРИННЫЕ СЕРЬГИ КЕРЖАЧЕК

 

Одна из главных тем дамских журналов - модные тенденции грядущего сезона. Рядом с классикой, авангардом и другими направлениями моды обязательно присутствует этнический стиль. Наряды, украшения в восточных, африканских, латиноамериканских мотивах смотрятся очень эффектно!
Конечно, плыть по течению модного потока и копировать уже придуманное кем-то легче, чем найти что-то свое, близкое и родное, но не менее оригинальное. Недаром говорят, что все новое - это хорошо забытое старое. А черпать свое творческое вдохновение можно беспредельно, например, из культурного наследия нашей уникальной многонациональной Родины.
Так, на территории нашей Восточно-Казахстанской области с ХVIII века живут русские старообрядцы, по-местному - кержаки.  Бытует мнение, что люди - это угрюмые, быт их аскетичен, а одежду предпочитают носить в тускло-темных тонах.
Однако это не совсем так. Работая в музее этнографии, мне довелось познакомиться и с настоящими староверами и с различным этнографическим материалом, в том числе с их традиционным костюмом. Его главным отличием, по сравнению с одеждой других русских старожилов Сибири и Алтая, было особо яркое колористическое решение - ткани насыщенных, сочных расцветок подбирались либо в тон, либо в контраст, но всегда гармонично, без дурновкусия.

Может быть, это сохраненные эстетические пристрастия старой Руси? Известны ведь воспоминания чужеземцев, которые бывали в этих землях еще в допетровские времена и были сражены буйством красок русского костюма! Ученые и путешественники, 100-200 лет назад исследующие наш край, в долинах рек Убы и Бухтармы с изумлением обнаруживали настоящие оазисы старинного русского быта. Писатель Г. Гребенщиков в начале ХХ века назвал наши места "Алтайской Русью"! Да, именно здесь старообрядцам удалось сохранить немало бытовых реалий ХVII века, а кое-что и из более ранних времен. К числу последних можно отнести некоторые детали костюма, например, особые поликовые рубахи и пояса, богато украшенные архаичными узорами... И, конечно, женские украшения, символика которых уходит в легендарные дохристианские времена...

Наши далекие предки, жившие в период родового строя, к одежде относились немного иначе, нежели мы. Как и сегодня, платье укрывало от непогоды и было знaком, указывающим на статус того или иного человека в обществе... Но была еще одна очень важная функция, ныне почти утраченная, костюм служил мощным оберегом от вредоносного магического влияния внешнего мира. Обширный этнографический материал позволил специалистам предположить, что существовала единая схема построения костюма, которая основывалась на знаниях древних об устройстве мира. Академик Б.А. Рыбаков называл это "макрокосмосом в микрокосмосе".

Так, например, головной убор славянских женщин в те далекие времена олицетворял идею неба: здесь изображались солнце и устремленное ввысь мировое древо, птицы и небесная вода - дождь. Да и сами названия тоже были "птичьими": "кокошник" - от древнерусского слова "кокошь" - петух, кур; "кичка", "кика" - с древнерусского - утка.
Подобный головной убор с теми же названиями и изображениями сохранялся у наших староверок вплоть до 1920-30-ых годов.
Обязательным дополнением к нему были золотые или серебряные серьги. В наших краях они уникальны: во-первых, не имеют точных аналогов в других комплектах этнического костюма, в том числе и русском; во-вторых, их древнее происхождение очевидно, небесная символика - их суть.
Итак, уникальные серьги кержачек нашего края известны в двух разновидностях, у крестьянок они назывались описательно "с гребнем" и "долгие". Оба вида представляют стилизованные изображения, первые - птицы с гордо выгнутой грудкой и пышным хвостом, вторые - женской фигурки.
Серьги "с гребнем" выполнены в технике холодной ковки, в основе своей - это кольцо, разомкнутое сверху, его передняя часть - "грудка", плоская выпуклая пластина, вверху суженная в пруток, который завернут в небольшое колечко - "головку".
Внизу "грудка" плавно переходит в "гребешок-хвост", он тоже плоский, но развернут на 90 градусов. Пышность "хвоста" подчеркивают орнаментальные насечки, а по внешнему краю - часто ажурная вырубка. В верхней точке "хвост" расходится на два прутка, один закручен в колечко, почти такое же как "головка", а другой вытянут по линии замыкающей серьгу в кольцо.

Этот второй пруток - часть жесткой застежки, это дужка, продеваемая в мочку уха, ее загнутый вверх кончик вставлялся в маленькое сквозное отверстие, пробитое на "грудке" под завитком - "головкой". Особенность данных сережек в том, что дужка продевалась с тыльной стороны мочки (современные серьги вдевают не так). Возможно это "рудимент", оставшийся от "предков" серег - височных колец, которыми славянки украшали головной убор, но не продевали в уши. Среди разных видов соединений височных колец встречается и подобный тип - конец прутка, продеваемый в отверстие. Птичья фигурка легко прочитывается в этих серьгах, но какая это птица? Каково ее место в иерархии небожителей? Ведь у древних ничего не было просто для красоты, каждый образ имел сакральное значение, имел свое место в мифологии, а потому и являлся оберегом. Обращает внимание отсутствие крыльев, эта птица изображена явно не в полете.

Тогда как она попала в небо?

Секрет раскрывается, когда видишь более древний вариант этого типа сережек, который довелось встретить на Бухтарме исследовательнице Н.П. Гринковой, работавшей в составе экспедиции в 1920-ых годах. Во внутренней части серьги, как в лодочке, размещена антропоморфная фигурка с крестовидной головой и ручками-листочками, загнутыми как у только что раскрывшегося ростка. Теперь ясно, что наша птица - это ладья, в которой перемещается по небу солнечное божество. Может быть, это сам Даждьбог - один их верховных божеств славянского языческого пантеона. Его имя означало - "дающий бог, податель всех благ". Славяне верили, что он ездит по небу на чудесной колеснице, запряженной четверкой белых, златогривых коней с золотыми крыльями, а солнечный свет происходит от огненного щита, который он возит с собой. Днем он проезжает по небосклону Белого Света, а ночью светит в Нижнем Мире, для чего пересекает Океан-море на ладье, запряженной водоплавающими птицами - гусями, утками, лебедями. Голова в виде креста, подтверждает эту гипотезу, потому что один из сакральных знаков Солнца - крест.

Значит, эти серьги изображают священных утиц или лебедей, ночных перевозчиц самого Даждьбога!

   

По размерам такие серьги были довольно крупными, они вписывались в круг диаметром 3-4 см. Чаще их делали из серебра, золотые птицы-утицы такого же размера встречались очень редко. Мне довелось лишь однажды встретить их у Пистимеи Платоновны Сосновской, 1912 г.р., в селе Быково. А вот такие же золотые сережки, но значительно меньшего размера - с однотенговую монетку, иногда можно увидеть в ушах наших современниц, счастливых обладательниц бабушкиного наследства.

Второй вид традиционных кержачьих серег - так называемые "долгие". Свое название они получили из-за длины, обычно в пределах 6-7 см.

Это трехъярусные серьги, они представляют стилизованную женскую фигурку: головка в высоком кокошнике, часто каплевидной формы, плечики и ручки в пышных рукавах, юбочка с обязательной подвижной вставкой-подвеской, так же в форме капли. Эти подвески были либо из граненого стекла, либо из того же металла, что и вся серьга, но тогда изнутри - полые.

Есть свидетельства, что в такую полую подвеску закладывали малюсенькие камешки, чтобы серьги при движении позвякивали.

Серьги выглядят очень эффектно! Но каково их магическое значение?! Можно предположить, что они, как и серьги-"птицы", тоже ведут свое происхождение от более древнего вида украшений, височных или косных. Ясно одно, что этот образ имел явное отношение к магии плодородия: для земледельцев урожай напрямую зависел от вовремя пролившегося дождя, а несколько раз ритмически повторенная форма капли, по сути выстраивающая всю фигурку, говорит о том, что это божество, ведающее небесной водой.
Эти серьги - наследие далекой прародины, далекой и в пространственном и во временнoм смыслах. Только здесь на Южном Алтае их ковали, или по-местному - "вытягивали" из серебряных и золотых монет. Мария Астафьевна Колесникова, 1900 г.р., из Черемшанки, вспоминала, что ее серьги делал мастер, который жил в Тарханке. Ладил из серебряных рублей "исполу", то есть половину металла забирал себе в качестве платы за работу. Имена мастеров долго помнили их постаревшие заказчицы.
Это Савин Трофимович Якимов, 1883 г.р., из Богатырево, Иван Дементьевич Акулов, 1870 г.р., из Коробихи, в Тургусуне славился мастер Тимофей Фадеевич Анофриев, а в Солдатово - кузнец дед Жуков...
Серьги вообще были очень популярны у кержачек. Девочкам рано прокалывали уши, чуть ли не с младенчества. Сначала вдевали шелковую ниточку.

Прокол ежедневно обрабатывали слюной и передвигали шелковинку, пока не заживет ранка. Потом, если семья жила в достатке, то вдевали серебряные сережки, если жили небогато, то первым украшением была нанизанная на ниточку ягодка шиповника или семечко с цветка марьин корень. Когда девочка дорастала до возраста невесты, то есть годам к 14-15, родители дарили ей настоящие серьги "с гребнем" или "долгие". Порой они доставались в качестве подарка от жениха.

Часто у щеголеватых юных кержачек была не одна пара, тогда по праздникам вдевали сразу по две серьги: и "с гребнем" и "долгие"...
И хотя древний магический смысл этих украшений-оберегов давно позабыт, но память о необходимости ношения именно таких сережек сохранялась вплоть до ХХ века. Даже в конце минувшего столетия в наших деревнях можно было встретить пожилых женщин, которые продолжали ежедневно носить своих "птичек" или хранить в заветном местечке "Дождевых Богинь"...
В течение нескольких столетий они не выходили из крестьянской моды, которую правильнее назвать традицией.
В последние десятилетия серьги - "долгие" и "с гребнем" - незаслуженно нами забыты. Однако как хорошо бы они смотрелись на наших современницах, предпочитающих выглядеть свежо и оригинально, даже в сочетании с самой модной гламурной одеждой.
 

Т. Шарабарина,
сотрудник ВКО архитектурно-этнографического и
природно-ландшафтного музея-заповедника


 

Вверх