На главную страницу

 

 Культура народов Восточно-Казахстанской области

 

Истинный художник, любящий больше всего искусство, никогда не удовлетворен собою и старается идти все дальше.

Л.Бетховен

Одним из ярких представителей польской диаспоры Восточного Казахстана является  профессиональный строитель, замечательный художник, удивительный человек – Иванчук-Петрачкова Марина Францевна. Родилась Марина Францевна в 1943 году в городе Риддере в семье  репрессированного поляка - Иванчука Франца Феликсовича, московского архитектора, талантливого художника и педагога.

 Иванчук Ф. Ф. был одним из тех замечательных людей – представителей культуры, которые умеют щедро одаривать всех богатством своей широкой души. Организованная им в городе Риддер изостудия помогла многим людям в далекой провинциальной глуши не просто расширить кругозор, а найти свой путь в жизни. Его давно уже нет в живых, но вечная и добрая память о нем навсегда осталась в сердцах многих людей. Невозможно не рассказать о нем подробнее.

Франц Феликсович Иванчук родился в 1892 году в Москве, в 1904 году окончил трехклассное реальное училище. Пять лет был учеником рисовальной и литографской школы. По ее окончании работал тушистом-литографом и художником - иллюстратором. В 1919 году вступил в ряды коммунистической партии и вскоре был направлен на учебу в свободные высшие художественно-технические мастерские «ВХУТЕМАС». С 1928 по 1932 год учился в Высшем архитектурно-строительном институте. С 1933 по 1936 год работал в отделе планировки Моссовета, участвуя в разработке и осуществлении генерального плана реконструкции Москвы. В 1936 году в Москве была раскрыта троцкистская группа. В ее число входил сослуживец Франца Феликсовича, которому Иванчук давал рекомендацию в партию. За это он был объявлен врагом народа и выслан в город Риддер Восточно-Казахстанской области на 20 лет. Жена с дочерью последовали было за ссыльным, но жизнь в глубинке для них была невозможна. Тогда-то и началась новая жизнь Иванчука Ф.Ф.

 

В 1936 году город Риддер представлял собой небольшой провинциальный городок с населением в 15 тысяч человек. Бурно развивался комбинат по добыче и обогащению полиметаллических руд. Активно велось строительство жилья и объектов культурного досуга. В это самое время в город приезжает молодой талантливый архитектор, широко образованный, имеющий большой круг общения в Москве, воспитанный в духе истинных интеллигентов конца 19 - начала 20 века, мужчина блистательной внешности Иванчук Ф.Ф.. Оказавшись в Риддере, Иванчук увидел для себя огромное поле деятельности. Всей душой он окунулся в жизнь города, в решение его проблем. Он работал архитектором комбината, главным архитектором города. Проектировал загородные дачи, пионерский лагерь, дачи для детских садов на Крольчатнике, и, конечно же, занимался новостройкой города. Был ответственным за художественное оформление Дворца культуры.

Своим внешним видом и красотой Дворец культуры города Риддер обязан именно ему. И еще, именно Франц Феликсович при проектировании центральной части города отстоял идею закладки зеленого бульвара по проспекту Ленина, ставшего позднее любимым местом отдыха горожан. Вскоре Франц Феликсович женился на молодой красивой и общительной  девушке, впоследствии ставшей матерью четырех дочерей и надежным тылом в семейной жизни. Из Москвы Иванчук привез все необходимое для организации изостудии в г. Риддере: пособия по анатомии, гипсовые фигуры, посмертную маску Пушкина и множество книг по искусству.

Из своих московских привычек он сохранил любовь к балету и классической музыке. В молодости он почти на профессиональном уровне играл в футбол и до конца дней был верен этому виду спорта. Но все же главным делом его жизни была организованная им в 1937 году Студия изобразительного искусства.

Тридцать лет ею руководил Франц Феликсович Иванчук, выпустивший не одно поколение замечательных художников. Все, кто с ним общался, отмечают в нем стержневую черту характера – серьезность и надежность. Он был деловым, увлеченным, ответственным человеком, но в тоже время тихим отрешенным лириком, мечтательно-думающим о своем, о потаенном. После реабилитации в 1957 году, он первым делом поехал в Москву, где побывал на могиле первой жены, встретился с родными и близкими, пообщался с бывшими коллегами. Была возможность вернуться в Москву. Но за двадцать лет жизни, проведенных в Риддере, он врос душой и сердцем в этот край и не покинул его до конца своих дней. Умер Франц Феликсович в г. Риддере в 1975 году. Долгими зимними вечерами большая дружная семья Франца Феликсовича освобождала круглый обеденный стол, раскладывала на нем многочисленные книги, альбомы с изображениями самых различных архитектурных шедевров и памятников, а также привезенные из Москвы фотографии, сделанные самим Францем Феликсовичем. Негромко звучали классические произведения из репродуктора, и увлекательные рассказы отца уносили воображение его детей в разные страны и города. Начинались путешествия в древние миры: звучали истории создания архитектурных памятников, всплывали образы их создателей и строителей. Иванчук живо и образно описывал простых людей, жизнь которых протекала в тяжелейших условиях на строительствах храмов и дворцов. Вот в такой атмосфере родилась и выросла Марина Францевна Петрачкова – дочь Иванчука Ф.Ф. и Кайгородцевой Е.В.

Окончив в 1960 году Алмаатинский политехнический институт, факультет промышленно - гражданского строительства, Петрачкова М.Ф. поступила на работу в проектный отдел треста города Риддера. Марина Францевна принимала участие в сдаче объектов цинкового завода, жилых домов.

Под ее руководством велись отделочные работы белой цементной плиткой домов и других объектов города Риддера. Нагрузка и ответственность в то время были колоссальные, психологические проблемы она научилась снимать, ходя в туристические походы. Ей знакомы и ближние, и дальние окрестности города: Сержиха, Синюха, Стрежная Яма, Линейский и Коксинский Белки. Природа края одарила ее на всю жизнь чувством глубокой привязанности к родной земле и стала впоследствии источником творчества художника. Марине Францевне страстно захотелось показать землякам ту несказанную заповедную красоту, которая открылась ее взору.

 И она увлеклась фотографией, а позже живописью. Можно уверенно сказать, что талант и любовь к живописи передались ей от ее отца. С 1990 года, вот уже 17 лет, Петрачкова М.Ф. является бессменным pyководителем изостудии отца, продолжая его благородное дело. Благодаря Марине Францевне сохранились бесценные работы Иванчука Ф.Ф., датированные 1916 годом, а также работы его знаменитых учеников. За этот период в ней раскрылся дар талантливого художника-пейзажиста, профессионально владеющего техникой живописи. Изумительные по своей красоте пейзажи и цветы восхищают то великолепием, то простотой, то буйством красок, то четкостью графики. Марина Францевна - автор семи персональных выставок. Ее произведениями любовались ценители прекрасного в музее искусств и этнографическом музее-заповеднике города Усть-Каменогорска, на выставках в Шемонаихе, в Лениногорске, в музее Ульбинского металлургического завода.

В год поддержки культуры в 2000 году - вышел альбом Михаила Немцева «Голоса и краски Беловодья», иллюстрированный картинами Петрачковой М.Ф.

Ее живопись одна за другой описывают живые уголки бескрайнего таежного царства. Работы художницы восхищают сочностью цвета и богатством красок - от воплощенной нежности и прозрачности тонов в лесных цветах до неистовства оттенков красного в гладиолусах и пионах. Можно бесконечно восхищаться ее талантом. У нее свое мировоззрение и cвой, необычный взгляд на вещи, травы, цветы, горы, в котором столько жизненной энергии и любви к природе.

Все сокровище души своей вкладывает художница в свои работы, на которых лежит отпечаток мудрой простоты, ясности, проникновенности. Живопись Марины Францевны Петрачковой находит отклик у широкого зрителя, она не оставляет нас равнодушными, вселяет в каждого любовь и веру в жизнь.

Резонтова Марина Михайловна.

Научный сотрудник отдела этнографии народов и малочисленных этнографических групп.

 

Вверх