На главную страницу

 

 

 

Культура народов Восточно-Казахстанской области

Написать письмо:  mare6666@mail.ru      

                                                     

Одна судьба,  из тысячи

 

Поплавская Цезария Тофильевна родилась 15декабря 1949 года в селе Каменка, которое находится в  57 км от города Астаны. Как и во многих многодетных семьях поляков Казахстана, судьба Цезарии и ее родственников оказалась похожей на тысячи судеб выселенных поляков с территории Украины, Белоруссии и Литвы. Отец  Цезарии  Тофильевны – Тофиль Францевич (1902 -1969), происходил родом из простой крестьянской семьи польского села Поленки Барановского района Житомирской области. Получив трех классное образование в польской школе, он умел читать и писать только на польском языке, а также знал украинский.

Еще в раннем детстве его крестили в костеле, по всем католическим канонам. Тофиль Францевич был глубоко верующим человеком, всегда носил нательный  крестик, постоянно по воскресениям ходил на мессы в костел, читал молитвы, пел духовные песнопения. В семье он был главным помощником отца, все домашнее хозяйство, особенно уход за животными, лежало на нем. Его отец научил работать с деревом, строить дома, даже во время войны он шил одежду своим детям.

За его умение играть на гармони и красиво петь народные песни, все девушки  в селе были влюблены в него. Но выбрал он одну  и на всю жизнь. Корейба Зофия Касперовна (1914 -1983), была младше Тофиля Францевича на 12 лет. Более зажиточные родители Зофии были против их брака, но в 1931 году несмотря ни на что влюбленные повенчались в костеле. Через некоторое время построили свой дом, обзавелись хозяйством и стали родителями первой дочери.  Зофия Касперовна была искусной  рукодельницей, умела шить, вышивать, вязать крючком. У одной из дочерей - Лингины сохранились кружева  для подзоров и наволочек. Все бы было хорошо, если бы не постучался в окно 1936 год. В буквальном смысле слова, из воспоминаний Зофии, «…постучали вечером в окно, и сказали собираться в дальнюю дорогу. Взять с собой только самое необходимое…».

В лютый мороз 1936 года, жителей села Поленки и соседних сел, посадили в поезд и отправили в далекий Казахстан. Бедные люди ехали месяц, не подозревая, как далеко и надолго они останутся в Казахстане. Высадили на 57 км от Акмолинска, тогда это место называлось «десятая точка», рядом были «девятая, одиннадцатая и т.д.» Первое время все жили в общих бараках, делали перегородки для семьи из одеял. Не выдержав холода и голода, трое детей Поплавских умерли.

Но жизнь на «точке» продолжалась, нужно было распахивать степь, возделывать и засевать поля, строить дома. Поляки - народ трудолюбивый, особенно те, которые были выселены в Казахстан.  Ведь они на своей родине любили и умели обращаться с землей. Таких людей  можно назвать художниками своего крестьянского дела, потому что именно они  вкладывали  душу и сердце, опыт предков и непосильный труд,  работая с землей, зарабатывая  свое «кулацкое хозяйство», которое потом приглянулось колхозам. Через некоторое время, семья Поплавских построила себе маленький саманный домик, где  вскоре стали появляться дети. Казимир (1937), Станислава (1939),  Лингина (1945), Павел (1947),  Цезария (1949). Несмотря на то, что людей выселяли без имущества, только с ручной кладью, многие поляки привезли с собой ценные для них культовые предметы, такие как: молитвословы, библии, иконы Девы Марии и кресты-распятия.

 

По воспоминаниям Цезарии  Тофильевны, ее отец привез с собой большой деревянный крест(150см на 100см), на котором был изображен распятый Иисус Христос. Крест выполнен в технике «резьба по дереву», и представлял собой народное прикладное искусство. Когда был построен дом, крест находился на стене в главном переднем углу комнаты, который задергивался красивой специальной шторкой. Шторку открывали в момент прочтения молитв и обращения к Иисусу.

Рядом с распятием занимали место иконы Ченстоховской Девы Марии. Все дети в семье знали молитву «Отче наш» и божественные песнопения только на польском языке. Поплавские  чтили  католические обряды и  традиции. Перед принятием пищи, глава семьи обязательно читал молитву за столом, и только после молитвы дети крестились и  приступали к еде. Все члены семьи строго соблюдали посты, а потом весело отмечали религиозные праздники. По рассказам Цезарии Тофильевны, на Рождество и Пасху заранее готовили польские национальные блюда: колбасы, бигос, рыбу заливную в чугунке, пекли пампушки, обмазанные солью с тертым чесноком, делали вареники с ливером. Ни для кого не было секретом, изготовление самогона, пили который только на праздники.

Девочек наряжали в белые платья, украшенные вышивкой и кружевами, мальчиков в белые рубашки. По воскресениям, после службы в  молитвенном доме, было принято ходить друг дугу в гости. В те времена у поляков был негласный обычай, при встрече с родственниками старшего поколения, молодое поколение целовали руку только женщинам пожилого возраста. В приветствиях восхваляли Иисуса Христа « Нех бэндзе похвале нэ Иезус Христос». На Пасху было принято, чтобы дети выходили на улицу и смотрели через стеклышко на яркое играющее солнышко. Это считалось хорошей приметой. Когда все семьи «десятой точки» построили себе отдельные дома, образовалось  большое село под названием Каменка, которое существует, и по сей день. 

В 1940 году жители Каменки и поляки соседних сел построили для себя небольшой католический костел, в котором сначала служил один из поляков-переселенцев. Убранство костела полностью состояло  из перевезенных с родины культовых предметов. Вот и до сих пор, особое место в костеле занимает то бесценное и дорогое сердцу  распятие, переданное Тофилем Францевичем. По-разному сложилась судьба всех детей Поплавских, но каждым из них гордились их родители.

О последней дочери хочется рассказать подробнее. Внешне доброжелательная, спокойная, мягкая  - Поплавская Цезария Тофильевна прожила не простую, но интересную жизнь.

Окончив среднюю восьмилетнюю школу, отправилась в Целиноград и поступила в 1965 году в Машиностроительный  техникум. После окончания в 1969 году, попросилась по распределению на место работы в «город с красивым названием» Усть-Каменогорск. На заводе «Металлоизделий» проработала четыре года мастером и перешла  в 1973 году технологом на Машиностроительный Завод. Потом стала инженером цеха ширпотреба,  председателем профсоюзного цехового комитета, председателем профсоюзного комитета завода и последние восемь лет начальником отдела кадров. Вся трудовая деятельность прошла на одном заводе. В жизни были разные времена, и тяжелые и радостные. Страшное время сокращения рабочих,  с 5000 тысячи человек до 1200 человек, коснулось и Поплавскую. Пропустив через себя горе и обиды уволенных людей, приходилось их выслушивать, успокаивать, сочувствовать и конечно помогать, по мере своей возможности. Было сложно выбирать сокращаемых, либо старых и опытных, либо молодых и энергичных. Отзывчивая,  уравновешенная Цезария Тофильевна  умеет  находить общий язык со всеми работниками завода, не смотря на пол и возраст. За ее добросовестный труд она была многократно награждена грамотами, похвальными листами, благодарственными письмами.  Добротой души и необыкновенной скромностью  всегда отличалась Поплавская не только в кругу сослуживцев и  рабочих, но и среди друзей и близких.

Любящая мать, заботливая бабушка она воспитала одна двух дочерей, дала возможность получить им  высшее образование, а сейчас безумно любит двух внуков, и все свободное от работы время отдает общению с младшим  - Андрюшей. На Машзаводе трудится ее младшая дочь и зять, подрастает достойная смена в лице внука.

Цезария Тофильевна обладает приятным голосом и очень любит петь со своими подругами и близкими романсы и народные песни. Любимой певицей является Анна Герман, весь репертуар которой Цезария Тофильевна знает и исполняет. А еще она с удовольствием занимается спортом, ходит зимой на лыжах, летом плавает в Иртыше, с коллективом совершает загородные поездки на озера: Сибины и Таинты. Еще много интересного и удивительного можно рассказать из жизни Цезарии Тофильевны, которая считает «Преодоление трудностей в жизни необходимо и обязательно».

Резонтова Марина Михайловна.

Научный сотрудник отдела этнографии народов и малочисленных этнографических групп. г. Усть-Каменогорск.

Вверх