На главную страницу

 

 

Культура народов Восточно-Казахстанской области

Написать письмо:  mare6666@mail.ru                

«…иду по жизни с сочувствием и справедливостью…»   

 

Дворецкая (Зайченко) Аделина Францевна родилась 3 сентября 1947 года в Кокчетавской области, Чкаловском районе, селе Подольское.

Полька по национальности, с 2005 года приняла православие. Отец – Дворецкий Франц Григорьевич (Францышек Гжегович), поляк, католик по вероисповеданию, родился в 1916 году в селе Софиевка Киевской области Украины, село находилось на границе Польши и Украины.

В селе проживали украинцы, поляки и немцы. Сейчас ему 93 года. С 2001 года он переехал к дочери Розалии в Украину, Ивано-Франковскую область, Надворнянский район, село Пасечная. Францышек из зажиточной многодетной семьи (семеро детей), учился в польской школе (четыре класса), еще подростком начал трудиться. Пас коров, свиней, работал на полях.

Отчий дом был небольшой, с белеными стенами и соломенной крышей. В главной комнате в правом дальнем углу находился «Святой угол», где висели на стене иконы «Девы Марии с младенцем на руках» и распятие «Иисуса Христа». Угол украшался вышитыми рушниками.

Рядом на столике, устланном белой скатертью, стояла свеча и лежала  книга «ксенжка». Мать – Дворецкая (Железко) Тофиля Михайловна (1922-1997)гг., родилась в соседнем селе Яблоневка Киевской области. Полька, из католической семьи, проучилась четыре класса польской школы и как все девочки того поколения, бросила учебу и стала помогать матери. Еще в раннем детстве Тофиля научилась шить, вышивать крестом и гладью, вязать крючком кружева. Польские семьи в те времена были глубоко верующими католиками. Каждый член семьи носил «кшыжик» - нательный деревянный крестик на льняном шнурке, знал «Отче наш». По воскресениям все ходили в Костел на мессы. После мессы, при встрече с пожилыми людьми, маленькие девочки здоровались словами: «Нех бэндзе похвалены Езус Хрыстус», кланялись и целовали им руку. В лихолетье 1936 года, ранней весной многие семьи  села Софиевка и окрестных сел были раскулачены и отправлены на товарном поезде в Казахстан. В далекой казахской степи вбили колышек и назвали «четвертая» точка.

Потом поставили большую палатку из брезента и всех поселили скопом. Начались болезни, смерти, голод. Вот в таких нечеловеческих условиях начинали жить раскулаченные переселенцы. В 1940 году, когда из землянок «четвертой точки» выросла деревня Подольское, стали играть свадьбы.

Именно тогда поженились родители Аделины, и вскоре у них родился первый сын, а всего в семье было десятеро детей. В 1941 году началась война, а в 1942 году отца забрали в трудовую армию в Нижний Тагил. Все трудармейцы охраняли пленных немцев и строили заводы. Мама Аделины в это время жила с родителями, так как молодая семья не успела обзавестись землянкой. Когда отец вернулся из Нижнего Тагила, в 1946 году, его послали работать на строящуюся в 70-ти километрах от села Подольское, молочную ферму. Сначала он был учетчиком, потом ветеринаром, и последние годы до 1955 – заведующим молочной фермы, пока ее не закрыли.

   

Вернувшись в 1955 году в село Подольское, семья  Дворецких наконец то построила себе землянку на два хозяина. Одна стена была общая, вход в дом для каждой семьи был отдельный. По воспоминаниям Аделины Францевны, в своей маленькой землянке, земляной пол мазали для красоты красной глиной, стены белили белой глиной. Вместо ковров на стены вешали сшивные полотна ткани. Сатиновые или ситцевые, яркие, красочные и назывались они «радюшки».

Для украшения стола шили салфетки, вышивали крестом или гладью нитками мулине. На самодельные деревянные лежанки первое время клали и утрамбовывали солому, подушкой служила просто сложенная фуфайка, только в начале пятидесятых годов стали класть матрасы, набитые соломой. Основная посуда из которой ели была глиняная. Кружки и ложки долбленные из дерева. Позже появилась возможность купить алюминиевую посуду. И стирали и мылись в самодельном деревянном корыте «нучевка», воду носили в деревянном ведре «цыберко». Аделине Францевне запомнился интересный момент-  изготовление из стеклянной бутылки стеклянного стаканчика. Брали во много раз сложенную нитку (дратву), обмазывали гудроном, и терли в нужном месте до сильного нагревания стекла, потом капали на это место холодную воду, и ненужная часть бутылки откалывалась. Острые края стаканчика аккуратно шлифовали для безопасности от порезов.

Всем детям хотелось пить из таких стаканчиков, это считались шиком.  В те давние времена, из-за неимения сепараторов, поляки сами изготавливали сметану, вот таким способом. В глиняной кринке или трехлитровой банке ближе ко дну просверливали маленькую дырочку и плотно затыкали ее деревянной пробкой.

Наливали молоко и ждали, чтобы немного скисло, потом вынимали пробку, и обрат потихоньку сливали. В емкости оставалась густая сметана. Такое приспособление называлось «слоик».

Аделина Францевна до сих пор любит готовить те блюда, которые готовила ее мама. О некоторых она рассказала. Суп «пытравка» готовили так: в готовый бульон из курицы или свинины клали картофель (нарезанный как на суп), затем добавляли пережаренную до золотистого цвета муку (несколько ложек) и вливали холодную воду. Затем этот суп заправляли пассированным луком. «Лызанки» замешивают тесто как на лапшу, раскатывают и режут на ромбики или квадратики.

Варят в подсоленной воде и откидывают на дуршлаг. Эти кусочки теста заправляют пассированным луком со свиным жиром. «Хрустики» напоминают хворост, а готовят их из  теста замешенного на домашнем кислом молоке с добавлением соды, соли, сахара и яйца. Дают тесту постоять в закрытом виде около часа, затем раскатывают из него сочень и нарезают ромбиками с прорезями  по центру. Один конец ромбика просовывают в разрез, и получается витушка, которую потом жарят в большом количестве жира, чтобы она полностью плавала в нем. Хрустики ели с молоком или чаем. Чай был раньше только фруктовый.

В 1956 году всех членов семьи реабилитировали, и можно было поменять место жительства. Но только в 1961 году семья Дворецких переехала в Джамбульскую область, станцию «Чу». Отцу выделили кредит под строительство дома, и только к середине шестидесятых годов семья ощутила комфортную жизнь в большом красивом доме с застекленной верандой и шторками на окнах, под названием «фиранки». Отец стал работать поливщиком сахарной свеклы в колхозе.

В 1965 году, после окончания школы Аделина поехала учиться на повара в город Усть-Каменогорск. Жила на квартире, получала стипендию в размере 18 рублей. После окончания училища осталась в Усть-Каменогорске и стала работать в столовой. В 1970 году вышла замуж за Зайченко Юрия Александровича (1944-1998).

В 1977 году у них родился сын Андрей.  В 1972 году перешла  на работу в городское социальное обеспечение. С 1987 года стала работать прессовщицей пластмассы и резины, а позже литейщицей на заводе Приборов. В декабре 1996 года попала под сокращение, не доработав один год до пенсии.

С 1997 года вышла на пенсию по экологии, а с 2002 года получает дополнительное реабилитационное пособие. На сегодняшний день Аделина Францевна занимается внуками, вяжет для них детские вещи, вышивает гладью и крестиком салфетки и рушники.

Из большой семьи Дворецких сейчас в Северо-Казахстанской области проживают два брата и сестра, в Германии одна сестра, в Украине сестра и отец, в г. Усть-Каменогорске Аделина Францевна и младшая сестра.

 

Резонтова Марина Михайловна

Научный сотрудник отдела этнографии народов и малочисленных этнографических групп.

 

Вверх