На главную страницу

 


 

Пётр СУШКО©, старший научный сотрудник Восточно-Казахстанского областного

архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника.

Написать письмо: spn4@inbox.ru

Украинская икона Пресвятой Богородицы Ахтырской

в собрании музея-заповедника

(вопросы генезиса  иконографии)

 

В 1983 году собрание икон Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника пополнилось миниатюрным списком чудотворной  иконы Пресвятой Богородицы Ахтырской из  коллекции жителя Лениногорска В.М.Серова (ил.1)[1].

 Автор статьи приступил к изучению иконы в 2003 году, во время работы над каталогом украинских икон из собрания ВКЭМЗ. Характерными признаками иконы являются шоколадно-коричневый цвет лика и кистей рук Богородицы, непокрытые черные, спадающие на плечи волосы, контрастирующие с белизной тела  распятого Иисуса Христа. Кисти рук  Богоматери  сложены по католической традиции. Одеяние Богородицы -  нетипично для православных икон:  нет чепца и мафория, необычна туника. На плаще Богородицы изображены восьмиконечные звезды. Колорит иконы -  построен на сочетании неярких цветов, с доминантой светло-зеленого и розового. Стилевые признаки фряжского письма  свидетельствуют в пользу украинской школы, хотя в приемных документах этом момент был никак не оговорен (6, с.21). Имеются утраты красочного слоя на волосах, кистях рук, на верхнем поле.

Фряжское  провинциальное письмо. В верхней части средника, слева:  «Ìл, справа: «FV», ниже уровня шеи Богоматери, слева: «Axòûñê³# Ïðñòû# Áöû  », над распятием: «ðàñï#ò³g Õðòâî», ниже слева от креста: «²Ñ», справа: «ÕÑ».

         

Какова же история  православной иконы Богородицы Ахтырской? Икона была чудесно обретена  в 1739 году в городе Ахтырка  Харьковской губернии (ныне в Сумской области) (3, с.564) и   прославилась своими  многочисленными чудесами, за что и объявлена Русской православной церковью Чудотворной (7).

Существует светская версия о том, что икона была привезена в Ахтырку венгерскими гусарами задолго до чудесного обретения, в XVII веке (7). Среди икон Восточного православия образ Богоматери Ахтырской стоит особняком, хотя неизменно  включается во все своды икон. Тем не менее,  генезис иконографии образа  изучен пока недостаточно. В результате  чего существуют полярно различающиеся версии. Апологеты католического искусства возводят Ахтырскую Богородицу к немецкой иконе «Семь скорбей Богоматери»,  не замечая их полного  композиционного несоответствия.  Немецкой иконе  более соответствует православная икона Богородицы Семистрельной.

По версии исследователя украинской культуры В.Г.Пуцко, образ Пресвятой Богородицы Ахтырской  восходит к народной украинской картине с изображением кающейся Марии Магдалины(4).    

В обороте Восточного православия существуют две принципиально отличающиеся по композиции иконы с таким названием. На первом типе   иконы  Богоматерь изображена погрудно, без мафория и чепца и обращена ¾ вправо в миниатюрному Голгофскому Кресту с распятым Христом,  на пологом возвышении.   Холм написан в неканонической манере, без скальных кремешков.  Голова  Девы Марии обнажена, лик и кисти рук - выражено темные, черные волосы спадают на плечи. Кисти рук -  соединены по католической традиции. Для этого извода характерна широкая золотистая, украшенная рокайльными мотивами, рамка вокруг средника. Такие иконы были написаны преимущественно во второй половине XVIII  - первой половине XIX века по единому лицевому подлиннику (прориси). Образцом этого типа является икона мастерской Михайла Охраменко, написанная  в  1857 году (ил.2)[2]. Подлинник этого списка  автор статьи видел и детально изучил в собрании Черниговского  художественного музея в августе 2009 года. Икона происходит из церкви города Нежина, закрытой в 1963 году. Богородица на иконе не просто темноликая, а скорее похожа на негритянку[3] (8, с. 16,48,  каталожный номер 53).                       

С конца XVIII века русские иконописцы стали высветлять лик Богородицы, оставляя композицию этого варианта неизменной. Любая из икон первого типа могла быть протографом иконы из ВКЭМЗ. Но список из ВКЭМЗ имеет небольшие отличия:  в два раза меньше размером черниговского,  написан менее изысканно и, судя по письму, провинциальным иконописцем. Рамка, окружающая средник миниатюры, тонкая и без декора (6). Исчезновение декоративной рамки вокруг средника продиктовано эстетикой пореформенной иконы, для которой характерно упрощение композиций (5, с.148).    

Позднее, преимущественно во второй половине XIX  века, появился второй тип  иконы Ахтырской Богородицы, которая изображалась по пояс, а кисти рук соединялись, как принято во время таинства православного причастия, а лик - стал светлым.

Списки иконы Богородицы Ахтырской стали выполняться не ранее1751 года,  после официального объявления Священным Синодом Русской Православной церкви образа чудотворным в   и были распространены сначала в Харьковской губернии, потом в  остальных областях Украины, а оттуда – в центральной России.

Распространению способствовала иконописная мастерская, организованная в 1735-1777 гг. в Ахтырке выпускником Петербургской Академии художеств, харьковским живописцем Иваном Саблуковым (7).

С расширением географии распространения списков иконы появились своеобразные «двойники» Ахтырского образа. Это Самарская (или Новокадайская) икона Пресвятой Богородицы (местночтимая в Самарском Пустынно-Николаевском монастыре на Украине) где в нижнем секторе изображены орудия страстей Христовых, а  Голгофский Крест, как правило,  без Иисуса Христа. В иконе  «Плач при Кресте»  присутствуют те же орудия страстей Христовых, а в сердце Богородицы вонзается меч, справа изображен Голгофский Крест без фигуры распятого Христа. Слева  - изображен столб, с привязанными к нему двумя пиками  и петухом наверху и прислоненной лествицей.

Этот же образ практически повторяет икона «О Девице Пречистая от всех родов избранная», с лишь стой лишь  разницей, что Голгофский крест повернут диагонально и на его вертикальную планку наложен меч.    

Вернемся в венгерской версии появления иконы в Ахтырке. По историческим сведениям гусарские полки в Российской империи образовывались, начиная с 1723 года, с привлечением выходцев из Австро-Венгрии, венгров, валахов и сербов (1,с.256).  То есть в XVII веке икона не могла попасть в Ахтырку. Это могло  произойти  не ранее 1723 года. Потеряна и   затем чудесно обретена она была примерно спустя 16 лет. Протографы Ахтырской иконы среди католических венгерских и православных  сербских и румынских пока не найдены.

Каковы же богословские корни Пресвятой Богородицы Ахтырской? Исследователи возводят его к  текстам переложений преподобного Ефрема Сирина (IVвек) ветхозаветных пророчеств, о видении Девы Марии  задолго до рождения Иисуса Христа.  Икона символизирует  смирение и покорность Девы Марии великому Божественному  предопределению. О смирении и самоотречении Богородицы писал в своих трудах богослов Иоанн Дамаскин (5). Версия Пуцко В.Г. может объяснить непонятные детали в композиции иконы Богородицы Ахтырской. Во-первых, одеяние, нетипичное для Девы Марии, во-вторых, католический жест рук, встречающийся в изображениях кающейся Марии Магдалины.

В завершении статьи остановимся на чудотворениях иконы Пресвятой Богородицы Ахтырской. На момент канонизации было зафиксировано 324 чуда. Чаще это были исцеления от хронических болезней, что произошло, например, с детьми священника Данила Васильева, нашедшего икону, и иконописца, которому поручили подправить икону(3, с.564; 7).

Интересен факт знаменательного влияния этого образа на судьбу отца писателя  Н.В.Гоголя. В молодости  Василий Афанасьевич совершил паломничество к чудотворной иконе в Ахтырке. После этого события  ему во сне приснилась Богородица и указала на рядом сидящего младенца: «Вот Ваша будущая жена». Через некоторое время.

Посетив имение соседей Косяревских,  В.А.Гоголь узнал в их малолетней дочери младенца из вещего сна. Спустя 13 лет, после повторения вещего сна, дочь Косяревских стала законной женой В.А.Гоголя(2, с.338-339).

Икона, и поныне,  распространена и почитаема, преимущественно, на Украине, в Сумской и Черниговской областях. В Западный Алтай икона из ВКЭМЗ могла попасть вместе с украинскими малоземельными крестьянами в период Столыпинской реформы и бытовала в одном из сел в регионе Риддера (в XX веке – Лениногорске).

Вероятно, первая  икона Ахтырской Пресвятой Богородицы, отличалась таким же  выражено темно-коричневым цветом лика  и кистей.      

Загадочный  феномен темноликости Богородицы Ахтырской пока не объяснен.   Попытки отдельных исследователей, возвести этот прием к традициям византийской школы иконописи,  малоубедительны. Это можно было  объяснить потемнением красок от  старения покровной олифы, если  бы  не выражено белый цвет кожи Иисуса Христа.

Таким образом,  музей располагает списком чудотворного  образа темноликой Пресвятой Богородицы Ахтырской, композиция которого в основном соответствует  первому украинскому протографу,  воплощает сложную богословскую символику и написана в традициях украинской иконописи. Композиционно икона восходит, предположительно,  к народным украинским изображениям Марии Магдалины. Икона дорога нам и тем, что является родовой для великого писателя Николая Васильевича Гоголя,  гениально  соединившего в своем творчестве украинскую и русскую культурные традиции. Автор посвящает статью 270-летию чудесного обретения Ахтырской иконы Пресвятой Богородицы.

 

П. Н.СУШКО ©

Сушко П.Н. Украинская икона Пресвятой Богородицы Ахтырской в собрании музея-заповедника (вопросы генезиса иконографии)//сб.Этнография Алтая и сопредельных территорий, материалы 8-й   международной научной конференции, выпуск, Барнаул: АлтГПА, 2011, с.271-274;

 

Библиография:

1.Брокгауз Ф.А., Эфрон И.А. Иллюстрированный энциклопедический словарь. Современная версия, М, Эксмо, 2006;

2.Вересаев В.В. Сочинения в четырех томах, том 3, Гоголь в жизни, М, Правда, 1990;

3. Похвала Богородице. Земная жизнь. Чудотворные иконы, Тернополь, Взыскание погибших, 2008;

4.Пуцко В.Г. Письмо Сушко П.Н. от 20 октября 2009 г.// личный архив Сушко П.Н.;

5. Сапунов Б.В. Некоторые сюжеты русской иконописи и их трактовка в пореформенное время// сб. Культура и искусство России XIX в. Новые материалы и исследования, Л, Искусство, 1988;

6.Украинские иконы и русские иконы с украинскими мотивами. Каталог икон, составитель Сушко П.Н., Усть-Каменогорск, ВКОЭМ, 2004;

7. Юрченко Н.С. Чудотворная Ахтырская икона, Сумы, ortodoxsumy.narod.ru;

8.Iконопис XVII поч. XX століття.  Каталог творів фондів музею, Чернігів, Домінант, 2008;


 

[1] Богоматерь Ахтырская, конец XIX века, дерево, левкас, позолота, темпера, лак, 17,6х14,1х1,2 см,

ВКЭМЗ, Усть-каменогорск, КП-II-12984, 1983 г.

[2] Пресвятая Богородица Ахтырская, мастерская Михайлы Охраменко, 1857, дерево, левкас, масло.

Позолота, 40,5х35х2 см, № ИК-74, Черниговский художественный музей.

[3] Необходимо отметить, что на некоторых иконах первого типа цвет кожи Иисуса Христа стал  тоже смуглым.

 

Вверх