На главную страницу

 


 

                                                                                                             Пояса (посмотреть)

 

КАЗАХСКИЙ МУЖСКОЙ ПОЯС - ГОТОВНОСТЬ

 К СЛУЖЕНИЮ, К ДЕЙСТВИЮ

 

В фондах областного этнографического музея хранится 12 мужских кожаных поясов. 3 из них относятся к кисе бельбеу, 7 - к бельбеу (пояса без подвесок, но один из них с ножнами), 2- к кумис белдик.

По утверждению Ч. Валиханова, пояса "носили все киргизы (казахи) без исключения". Датируются они концом XIX-началом XX в.в. Характерной чертой кисе являются кожаные подвески: сумка, мешочки-футляры для пуль, ножны, фляжка-пороховница. Длина в среднем 150 см, ширина от 2 до 4 см. Декорируются кисе бляшками, пластинами разных форм со вставками из полудрагоценных камней и цветного стекла. Ремни обычно являются двухслойными, правая часть имеет крючок-застежку. Это самый древний тип поясов. Носили их охотники, военные люди и кочевники-скотоводы. Хотелось бы подчеркнуть правильное расположение сумок и подвесок на ремнях. В подтверждение этого обратимся к авторитетному мнению известных исследователей прошлого - И.В. Захаровой и Р.Д Ходжаевой.

"Кісе(пояс) имел специальные кожаные подвески, прочно прикрепленные на ремешках из такой же кожи. Их расположение и форма были совершенно однотипны, что говорит о древности этого типа пояса. Справа на двух-трех ремешках подвешивалась сумка(калта или кисе) полукруглой формы с клапаном-крышкой, в которой хранилось огниво, кремень, запасной фитиль, сало для смазки ружья и роговая пороховница. С другой стороны прикреплялись два мешочка для пуль овальной и грушевидной форм и кожаные ножны. Сзади подвешивалась пороховница."

Если говорить о форме сумки (кисе), то следует сказать, что они были разные: 4-угольные, в виде вытянутого пятиугольника, у Ч. Валиханова встречаем сравнение "в виде пирога". Алтайцы называют кисе словом "каптарга". Термин "калта", наряду с кисе, тоже находим у Ч. Валиханова. "Калта" в переводе с казахского означает "карман".

По В.В. Радлову, "калта" означает на казахском языке "кожаный кошелек" или же "кошелек для ношения при себе талисмана или молитвы, которые бы защищали против злых духов".

К середине XIX века, в связи с изменениями казахского быта, меняется форма кисе, постепенно исчезает необходимость в поясе с подвесками. Кисе начинает выполнять чисто декоративную роль. Старинный кисе все больше превращается в парадный пояс, и поэтому пояса конца XIX-нач. XX в.в. отличаются обилием украшений в виде бляшек, аппликаций. В то же время появляются кожаные пояса без подвесок, но такие же по форме и размерам и с металлическими бляхами.Необходимо сказать, что мужские пояса имели не только утилитарное значение, но и указывали на социальное положение их владельца.

Выводы, к которым приходят исследователи, состоят в следующем: каждый кочевник, ставший воином, носил специальный "боевой" пояс; количество бляшек на поясе зависело от общественного положения воина: чем знатней он был, тем больше имел бляшек на поясе; особое значение при этом придавалось "конечным", длинным бляшкам, свисавшим с пояса.

                                                       

Итак, когда-то для определения социального положения владельца пояса имело значение не только количество бляшек, но и их форма, сочетание бляшек различных типов и их орнаментация. Крупнейший специалист по истории одежды народов Средней Азии О.А. Сухарева пишет: "Опоясывание верхней одежды символизировало готовность к служению, к действию.

Готовность к профессиональному труду означало опоясывание ученика ремесленника во время ритуала посвящения его в мастера. В средневековых миниатюрах опоясанными изображаются воины и служители. Халаты правителей и духовных лиц свободно распущены. Не подпоясан Тимур, выезжающий на войну, в то время как сопровождающие его лучники и идущий впереди музыкант опоясаны кушаками". Далее автор утверждает: "...символическое опоясывание, примеры которого приведены выше, явление вторичное, первоначально оно имело практическое значение, распущенные полы одежды мешали свободе движения".

Однако, очевидно, что это вторичное значение возникло очень давно. Этнографы считают, что этому предшествовало опоясывание как один из символов перехода из одной возрастной группы в другую. М.В. Сазонова сообщает (речь идет об узбеках Хорезма), что пояс повязывался мальчику-подростку в 12 -15 лет, причем этот пояс дарил отец "на всю жизнь". С этого времени считалось, что он становится джигитом, то есть это означало один из моментов, отличавших переход в следующую половозрастную группу. 

После этого подросток в большой, неразделенной семье имел право есть вместе с мужчинами и спать со стариками в мужской части дома.

Раньше при этом устраивали той, резали барана и приглашали членов общины. О.А. Сухарева также сообщает, что в Бухаре богатое украшение пояса делали мальчикам к празднику обрезания. Поясу предназначалось особое место в свадебном и похоронном обрядах узбеков Хорезма. Поверх савана на покойном завязывали пояс. Этот пояс снимали с покойного, когда его укладывали в могилу. Он (пояс, кушак, опоясанный поверх халата) был знаком скорби в похоронном костюме.

 К сожалению, мы не располагаем сведениями об упомянутых выше функциональных значениях пояса у казахов. Однако, известно, что пояс для мужчин являлся оберегом и олицетворением жизненной силы. Существовал казахский обычай - вывешивать на шесте мужской пояс в случае смерти его хозяина.

До настоящего времени в быту казахов прослеживается культ вещей умерших близких, особенно дедов. Чаще всего такими вещами были мужской пояс и оружие, которое берегут и верят в их благожелательную и охранную силу. Одним словом, вопрос требует дальнейших исследований, в том числе, активизации поисково-собирательской работы.

 Болат  Еликпай, заведующий отделом казахской этнографии, ВК областной этнографический музей.

 

Вверх