На главную страницу

 

 

КОЛЛЕКЦИЯ САМОВАРОВ

 

 Коллекция самоваров, находящихся на хранении в Восточно-Казахстанском областном архитектурно-этнографическом и природно-ландшафтном музее-заповеднике, насчитывает свыше 120 экспонатов (единиц хранения). Подавляющее большинство самоваров являются жаровыми и состоят из трубы-жаровни в виде кувшина, впаянного в корпус самовара, поддувала, поддона, крана, ручек с держателями, конфорки, крышки, колпачка-заглушки. Они были подарены или проданы музею жителями городов Усть-Каменогорска, Лениногорска (ныне Риддер), Зыряновска, Зайсана, Шемонаихи и различных сел ВКО (Богатырево, Быструха, Тарханка, Бутаково, Топиха, Зимовье и т.д.). Большое значение для пополнения собрания имела покупка в 1980 году 12 интересных экспонатов у коллекционера В.И. Клепикова из города Алма-Аты. Вместе с тем, это размыло монолитность собрания, которое до этого отражало историческое бытование самоваров только на территории ВКО.  Экспонаты находятся в особом фонде, на специальных стеллажах. Некоторые из них постоянно используются в различных экспозициях этнодеревни: «Дом казака», «Торговая лавка», «Изба-ординарка» и т.д., отражающих быт различных слоев населения Восточного Казахстана в конце XIX – начале XX века.

К сожалению, многие экспонаты, хранящиеся в фондах музея, находятся в нерабочем состоянии: у них отломаны ручки и краны, утрачены хватки, ключи, держатели, заглушки и конфорки, прогорели решетки на поддувале, тулова имеют трещины и вмятины, никелировка стерлась. Это объясняется тем, что самоварами очень дорожили, они переходили из поколения в поколение как семейная реликвия и передавались своими владельцами в музей, уже потеряв практическую ценность. Поэтому, требуется длительная и кропотливая работа реставраторов, прежде чем их можно будет демонстрировать на выставках и в экспозициях. 

      

В коллекции нашего музея имеется несколько интересных и уникальных экземпляров. В качестве таковых можно отметить небольшой дорожный тульский никелированный самовар в форме граненой «рюмки», на крышке которого выгравировано клеймо: две медали и надпись: «Паров. Самовар. Фабрика. И.О. Пакина – преемника Василия Баташева в Туле». Также оригинален маленький дорожный латунный самоварчик с туловом в форме «репки», на крышке которого выгравировано овальное клеймо: «И.А. Аверьяновъ». По словам сдатчика, его привезли в Усть-Каменогорск в 1925 году из города Невьянска, Свердловской области.

Судя по отсутствию медалей, И.А. Аверьянов был мелким малоизвестным производителем самоваров, возможно мастером-одиночкой в одном из городов Приуралья. Весьма необычен и дорожный никелированный самовар в форме гладкой «вазы», на основании которого выгравирована надпись: «Александр в Угличе». Достаточно редко встречается самовар в форме шара, относящийся правда уже к советской эпохе: на крышке выгравирована надпись: «Т.П.З. производство тул. патрон. завод», «1-й сорт». Представляют интерес экспонаты в форме граненой «рюмки» с вертикально расположенными держателями и в форме «вазы», расчеканенной ложками, производства фабрики Б.Г. Тейле.

На основании массового статистического изучения экспонатов музейного собрания можно сделать интересные выводы о самоварной торговле в Восточном Казахстане в XIX – первой половине XX веков. До 1917 года на первом месте по количеству экземпляров стоят самовары производства Б.Г. Тейле (16 единиц).

На втором – производства братьев Шемариных (5 единиц). На третьем – братьев Алексея и Ивана Баташевых и товарищества паровой самоварной фабрики наследников В.С. Баташева (по 3 единицы). Гораздо реже встречаются самовары других тульских фабрик: по одному экземпляру – Е. Харитонова, А.К. Зябрева, Д.Т. Солищева и его сына В.Д. Солищева, А.С. Баташева, В.П. Баташева, Емельяна Акимовича Баташева, наследников Егора Ивановича Баташева, Тульского промышленного товарищества, И.О. Пакина, М. Слиозберга и Н.И. Фомина. Еще реже встречается продукция мастеров Москвы – самовары с клеймом «Д.С. Сушкин» (1 единица), «Аленчиков и Зимин» (1 единица). Модели из других городов Российской империи на сегодняшний момент представлены двумя экземплярами – дорожным самоваром Александра из Углича и самоваром с клеймом суксунского фабриканта В.Г. Помыткина. Вместе с тем, в фондах музея имеется многочисленные экспонаты со стертыми клеймами или вовсе без оных, поэтому считать данный вопрос однозначно и окончательно решенным не представляется возможным. Таким образом, до 1917 года на рынке самоваров в Восточном Казахстане доминировала продукция тульских фабрикантов, а точнее Б.Г. Тейле.

Вместе с тем, он не являлся монополистом – с ним успешно конкурировали изделия братьев Шемариных, отца и сына Солищевых, а также отчасти других тульских производителей. Самовары московских мастеров не пользовались большим спросом и появлялись на рынке эпизодически.

    

После 1917 года ситуация несколько изменилась: продукция тульских фабрик по-прежнему продолжает пользоваться спросом у населения. Среди них на первое место выходит модель с клеймом в виде ромба с двумя колосками, между которыми находится изображение пятиконечной звезды, под ними в ленте слово «Тула» (7 единиц). На втором – тульский патронный завод (5 единиц). Третье делят между собой завод «Штамп» и самоварная фабрика им. В.И. Ленина (по 2 единицы).

Кроме крупных фабрик до Восточного Казахстана доходили изделия и мелких производителей, например, самоварной фабрики «Наше будущее» 1-я кооперат. артели.

Следовательно, преемственность традиций тульских мастеров и устойчивость авторитета и популярности их самоваров успешно пережили кровавые лихолетья Гражданской войны. Вместе с тем, в это время московские изделия полностью исчезли из обихода, что было связано с прекращением существования производивших их фабрик. Зато получили широкое распространение самовары из города Кольчугина (8 единиц). Самоваров из других городов СССР в настоящее время не выявлено.

Одна из важнейших, стоящих перед нами проблем – адекватность отражения в музейном собрании всех типов самоваров, бытовавших в различных социальных слоях. Например, в нем почти полностью отсутствуют купеческие самовары. Только об одном самоваре из села Быструха в сопроводительной легенде говориться, что он был куплен у местного купца Васильева, да и то, из легенды не ясно, находился ли он у купца в домашнем пользовании или просто являлся товаром в лавке.

Означает ли это, что у купцов отсутствовали самовары? Разумеется, нет. Просто необходимо учитывать, что все имущество купечества и буржуазии (в том числе и самовары) после 1917 года было конфисковано. Именно этим объясняется полное отсутствие в музейном собрании самоваров редких и необычных форм, часто изготовлявшихся на заказ и стоивших немалые деньги. Большую часть музейной коллекции составляют латунные и никелированные «банки», изредка встречаются «репки», «вазы» и «рюмки» (гладкие и граненые). Впрочем, некоторые самовары, сданные в музей крестьянами и горожанами, до 1917 года могли принадлежать купцам, но точно выяснить это уже невозможно.

Полностью решить проблему реконструкции картины исторического бытования различных типов самовара во всех социальных слоях можно только путем сопоставления музейного собрания с материалами других коллекций, а также данными различных типов архивных документов.

Коллекция самоваров Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника продолжает пополняться и изучаться.

Нечаев Р.Ю.

 

Вверх