На главную страницу
 

 

 

Пётр СУШКО©, старший научный сотрудник Восточно-Казахстанского областного

архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника.

Написать письмо: spn4@inbox.ru

Фряжская хоругвь в коллекции музея

 

В марте 1988 года музей-заповедник приобрел у Зориной Светланы Валентиновны, жительницы города Усть-Каменогорска фряжскую[1] хоругвь «Илия пророк в пустыне. Великомученица Варвара»[2](фото № 1 и 2).

Ранее  эта двухсторонняя икона принадлежала Панкратьевой Клавдии Степановне, 1902 года рождения, жительнице деревни Груздово, Куньинского района, Псковской области, в 50-е годы переехавшей с семьей в Усть-Каменогорск.

Надписи на иконе сохранились не полностью. «ÏÐÎÐÎÊ», в правом нижнем секторе«CI¤ XÎÐUÃÎBÜ ÇÀ CÒÀÐÀH²ÅÌÚ IWÀHÀ È ÌØUÌˤHÄÑÊÈÕÚ», в правом нижнем углу «Ð Õ? 1892». На стороне «Варвара»: внизу «Ñ ¶ÂÀÐ…»

Красочный слой и грунт на отдельных участках холста осыпался. В первой половине XX века широкая полоса парчи,  окружавшая двухстороннюю икону, была грубо срезана. Неровности холста свидетельствуют в пользу того, что парчовая кайма была  пришита позднее, чем написана икона,  что и  привело к сильной деформации холстов.

        

Обратимся к изображениям на иконе. Сидящий на узком горном карнизе,  босой Илия пророк написан почти в профиль.  Над ним нависает скальная стена серого цвета с розовыми тенями, видимо, от лучей вечернего солнца. По трещинам камня тянутся плетущиеся растения. Святой одет в зеленый хитон и светло-красный гиматий. Правее карниза видны:  ствол высокого лиственного дерева и зеленая долина, окруженная голубыми горами. Пророк протягивает вверх правую руку навстречу черному ворону, несущему старцу еду в клюве. Позади в воздухе -  парит второй ворон. Великомученица Варвара изображена иконописцем  с низкой позиции, что придает ее фигуре монументальность.

Правее святой виден край башни, где она находилась в заточении. Левая  ее рука держит пальмовую ветвь и меч, повернутый острием в землю. В правой руке -  закрытое Евангелие и чаша причастия.

Святая одета в зеленую тунику с голубой подкладкой и красный плащ. Шею Варвары украшает двойная нитка жемчуга, голову – корона.  В качестве фона – голубое небо. Позем – зеленого цвета, с «травками».  Что же объединяет этих святых? Оба были последовательными верующими. Пророк Илия всю жизнь боролся с языческими религиями за веру в  единого Бога-создателя.  Святая Варвара, несмотря на преследования и пытки, не отступила от своей христианской веры и пошла на смерть ради веры.

Под давлением общества оба были вынуждены вести отшельническую жизнь: Илия Пророк – в палестинской пустыне, Варвара – в  башне финикийского города Илиоополя.

Объединяет святых мотив огня. Илия пророк вознесся на небо на огненной колеснице, которая в народной мифологии ассоциируется с громом и молнией(11, с.79). 

Отец святой Варвары после того, как сам лично совершил ее казнь, был испепелен божественной молнией. Кроме того, одним из атрибутов Варвары иногда  является павлинье перо, которое символизирует птицу феникс. Из легенды об этой птице мы знаем, что она погибала в огне и затем возрождалась из пепла(8, с.215, 504-505).

И, наконец, соединение двух святых в одной хоругви может быть связано с наименованием храма и одного из его приделов, где в прошлом  хранилась хоругвь: например, Пророко-Ильинский храм с приделом великомученицы Варвары. На территории Восточно-Казахстанской области в прошлом существовала Пророко-Ильинская церковь, построенная в 1885 году в поселке Шульбинском (7, с. 129). Что означают символы, присутствующие в нашей двухсторонней иконе?

Ворон, как свидетельствует Ветхий Завет, спас Пророка Илию в пустыне от голода, принося ему в клюве пищу. В этом Библия имеет перекличку с древними европейскими легендами, где мудрый ворон-царь,  олицетворяющий справедливость, живет на вершине неприступной горы. Он связан с миром мертвых, ему под силу достать живую и мертвую воду(10, с.418).

Босые ноги  святого  означают смирение, послушание(5, с.134). Дерево, присутствующее в композиции, является одним из важнейших христианских символов, олицетворяет смену времен года, диалектику жизни и смерти (по иному, «древо познания», «древо жизни»)(5, с.133-134). Горная долина похожа на библейский рай.

Потир,  стоящий  на Евангелии, в правой руке святой Варвары символизируют веру в христианские догматы и причастие. Меч и пальмовая ветвь в левой руке указывают орудие казни и воскресение(6, с.344).

Доминирующие цвета тоже имеют свой смысл:  красный – цвет крови – символизирует воскресение и второе пришествие Иисуса  Христа, зеленый  - райскую природу, синий – бессмертие и Божественную премудрость(5, с.134).  В народной мифологии восточных славян  Илия пророк считается грозным святым, и в его день нельзя осквернять себя грязной работой. Существует много былей о наказании непослушных за работу в этот православный праздник(11, с.79).

Святую Варвару считают хранительницей от внезапной смерти без покаяния(8, с.215). Мощи великомученицы издревле хранятся во Владимирском соборе Киева(13, с. 80).

Память об Илии пророке православная церковь отмечает по старому стилю 20 июля и в Среду Светлой Седмицы, о великомученице Варваре – 4 декабря.

Что представляет собою классическая хоругвь?

Древнерусский термин «хоругвь» происходит от монгольского слова «оронгно» (знамя). Так называются священные знамена церкви, употребляемые, главным образом, в церковных торжествах, крестных ходах, наряду с крестом, в обыкновенное  время они находятся в храме, около алтаря. Форма хоругви, по мнению исследователей, ведет с эпохи Константина Великого, который повелел украсить изображением креста свое царское знамя (9, с.2290; 12, с. 167).

В государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга имеется пехотное знамя петровской эпохи, интересное нам тем, что сохранило в неприкосновенности черты церковной хоругви (фото 3) и позволяет нам представить утраченное поле хоругви ВКМЗ.  На одной стороне знамени-хоругви, написанной иноком Кизичского монастыря  Гервасием, изображен Архангел Михаил, поражающий сатану, на другой – Спас Нерукотворный. В клеймах  - святые Петр, Павел, Борис, Глеб, Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов(3, с.8-9).      

Более органично для понятия хоругви были святое знамя, выполненное в технике лицевого шитья. Классическим образцом такого типа хоругви является так называемое «Знамя Сапеги» XVII века (Третьяковская галерея), на двух сторонах которого изображена сцена из Ветхого Завета «Явление архангела Михаила Иисусу Навину перед падением Иерихона» (5, с.43).

По конструкции наша икона более соответствует таблетке (так с XX века стали называть двухсторонние иконы на холстах).

В древности они назывались иконы на холстяных цках (то есть холстяных досках). В русских церквах в дни праздников их помещали на аналоях вместо обычных икон. Но размеры их были обычно небольшие (в среднем 25х20 см). Основа таблеток состояла  из двух склеенных  между собой холстин, иногда между ними прокладывался еще слой бумаги.

Склеенные полотна  имели с обеих сторон  слои левкаса обычной толщины, как на досках. Для прочности таблетку заключали в тонкие рейки(4,с.117; 5,с.150; 1, с.15, 51, 57). Завершая статью, подчеркнем, что музейная хоругвь-таблетка «Илия пророк в пустыне. Великомученица Варвара» является характерным образцом провинциального фряжского письма пореформенного периода.

При этом икона сохранила традиции символизма древнерусского искусства, где каждый предмет и даже его цвет имели сложный сакральный смысл. В отличие от классических таблеток двухсторонняя икона ВКМЗ  - более крупная по размерам. Это объясняется её функциональным использованием в качестве хоругви.

Широкая полоса парчового поля, возможно, с утраченными клеймами, была  грубо срезана в советский период, когда предмет попал из  церковного обихода в мирские руки (см. реконструкцию, фото 4).

Но даже в ветхом и измененном состоянии  эта двухсторонняя икона является интересным историко-художественным памятником  русского православного искусства конца  XIX века.

 

Сушко П.Н.,н.с.©

                                               Библиография                                                   

1. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации, том 2, XVI- начало  XVIII в., М: Искусство, 1963;

2. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.Иллюстрированный энциклопедический словарь. Современная версия, М:Эксмо, 2006;

3. Вилинбахов Г.В. Отражение идей абсолютизма в символике петровских знамен // сб.статей «Культура и искусство России XVIII в. Новые материалы и исследования», Л: Искусство,1981;

4.Икона, М:Стайл, ЛТД, 1993;

5.Кикина Е.М. Мир искусства. Энциклопедический словарь, М:Русский язык Медиа, 2005, с.150;

6.Кирло Х. Словарь символов, М: Центрполиграф, 2007;

7.Ларионов М.М.(Иеромонах Иустин). Православное зодчество Восточного Казахстана, Усть-Каменогорск: Фонд поддержки культуры и искусства, 2007;

8.Мифы народов мира. Энциклопедия, т.1, М, Советская энциклопедия, 1991;

9.Полный богословский энциклопедический словарь, т.2, СПб: изд. П.П.Сойкина, нач. XX;

10.Рошаль В.М. Полная энциклопедия символов, М: АСТ; СПб: Сова, 2007;

11.Фурсова Е.Ф. Календарные обычаи обряды восточнославянских народов Новосибирской области, Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 2003;

12.Христианство. Энциклопедический словарь, том 3, М: издательство «БСЭ», 1995;

13.Энциклопедия православной святости, т. 1, М: Лик пресс, 1997, КП-31-24863 ВКМЗ.


 

    [1] Фрязь,фряжское – название иконописного типа письма, близкого к академической живописи (5, с. 166).

[2] Хоругвь «Илия Пророк в пустыне. Великомученица Варвара», холст, тонкий грунт, масло, парча, металлическая нить,55х45 см, КП-X-18077, акт №35-1988..

 

Вверх