На главную страницу

 

 

Как архитектор «подсел» на живопись

 

Свыше 30 лет картины усть-каменогорского художника дожидались возможности предстать перед широким зрителем.

И вот теперь Виктор Шевченко впервые организовал выставку своих работ.

 

В его творчестве, кажется, смешалось все: пейзаж, сюжеты, реа­лизм и абстрактность. Каждая картина - неожиданна. Осматривая в картинной галерее «Алтай» одну работу за другой, вдруг замечаешь, что угадать, каким будет его следующее произведение, весьма трудно. Краски самые разнообразные, сюжеты - оригинальные. Непредсказуема и техника, в которой выполнено очередное творение.

Судя по работам, мастер отлично владеет не только акварельными красками, пастелью, но и аэрограф в его руках тоже послушен творческой мысли.

На полотнах В. Шевченко переплетаются широкоформатные фотографии, компьютерная графика и рисованная «картинка вживую». Полотна отличают оригинальные названия: «Наступление песков», «Отступление ледника», «Нелюбовь к трем апельсинам», «Гвианское нагорье», «Невечные снега Килиманджаро», «Я вас не люблю, мои дожди», «Спектральный анализ друга».

   

Особый выставочный зал посвящен работам, созданными компьютерных программах Photoshop и 3D-MAX. Отдельно представлены деревянные скульптуры и инсталляция из старых духовых инструментов. К слову, образ саксофона проявляется в большом количестве работ художника. Эту особенность Виктор Шевченко объясняет желанием выразить свою любовь к джазу.

По образованию Виктор - архитектор. Рассказывает, что в университете старшие товарищи неожиданно «подсадили» его на живопись. Он никогда особо не учился мастерству художника. Возможно, именно поэтому и не решался никогда замахнуться на большую выставку.

- Честно говоря, не ожидал, что столько желающих посмотреть соберется, - скромно разводит руками «виновник» выставки, - я всем очень благодарен. 

И  особенно сыну, который меня на это сподвигнул.

А как вы шли к этой выставке?

-  Просто работал для себя, картины размещал в домашней галерее.

-   Как приходят к вам идеи столь нестандартных образов?

- По-разному: от каких-то событий, стечений обстоятельств или мыслей. Где-то на подсознании. Вот эту картину, например, я посвятил сыну. Когда-то у него слишком рано начался переходный возраст, он стал проявлять «характер», и у нас вышла определенная размолвка. Но вот то место, где мы менялись и снова находили друг друга, - это в горах. Так родилась картина «Примирение».

 

   

 

Сам художник этой выставке дал название «На грани миров». А все потому, что творя, он чувствует себя именно так, видит те миры, которые не способен увидеть другой, и показывает их нам. Ведь не зря одним из его любимых художников является Сальвадор Дали...

Выставка Виктора Шевчен­ко в галерее «Алтай» областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника - первая из заплани­рованной серии экспозиций «Новые имена». И так получилось, что первопроходцем стал именно он - один из самых нестандартных художников Усть-Каменогорска.

Друзья, поздравляя Виктора Шевченко с таким событием, с сожалением говорили, что далеко не все художники могут себе позволить поделиться своим творчеством с широкими массами. Возможно, ситуацию сможет исправить выставочный проект «Новые имена»?

 

Алексей Трухачев. Фото Алексея Мазницына

 

На грани миров. 2012

 

Выставка Виктора Шевченко «На грани миров» открылась в здании музея-заповедника по улице М, Горького, 59
Обнаружить в себе талант художника, целиком погрузиться в мир искусства – редкое счастье и смелый выбор.
Сделав этот выбор, художник Виктор Шевченко никогда не изменял своему призванию, ибо творить для него так же естественно, как дышать.

Его творческий путь начинался с профессии архитектора. Еще во время учебы на архитектурном факультете Усть-Каменогорского строительно-дорожного института увлекся живописью. Первые работы были созданы под влиянием импрессионистов, позже – сюрреалистов. Неофициальными учителями были талантливые старшекурсники: И.Степанищев, А.Глинин, позже – художники Е.Васильев, Н.Аштема. Любимая техника – акварель, пастель.
С 1989 года увлекся фотоколлажем, используя широкоформатную печать с напылением аэрографом. С 1990-х годов занимается компьютерной графикой.

В этот же период появляются первые работы из дерева. В последнее время пробует создавать инсталляции.
Теплая фантазия, детские сны, естество природы, водная и воздушная стихии и сказочные существа… Это то, что в первую очередь отмечаешь, рассматривая работы Виктора Шевченко. Сочетание реального и неземного в его произведениях можно обозначить как ирреализм. В работах художника соединено абстрактное, космическое с очень земным, теплым, узнаваемым.
Порой в его картинах стерты не только границы жанров, но и границы миров, черта между явью и воображением. Это визуальное воплощение мира, одновременно знакомого всем и неуловимо отличимого от реальности. Его картины словно напоминают о жизни в иной пространственно-временной сфере, где художник погружается в мир, мерцающий хрупкими видениями. Земные пейзажи преображаются в необыкновенные инопланетные образы природы.

Рамки картины растворяются, она увлекает в свое таинственное безмолвие, притягивает, манит таинственной музыкой других миров. Как невозможно пересказать настоящую поэзию и музыку, так непересказуема и внесюжетна надбытность многих картин Виктора Шевченко. Они поэтичны и музыкальны. Его творчество сродни джазовой импровизации, которой он свободно ведет диалог со зрителем. Он настойчиво пытается показать, что есть дорога, открытая для каждого человека, ничего не навязывая, а, предлагая оторваться от повседневности и прислушаться к окружающему миру. Представая перед зрителем в абсолютно разных ипостасях, он хочет верить, что среди его незабываемых образов каждый из нас найдет что-нибудь именно для себя.

 

Т.Быкова искусствовед.

 

 

ОГРАНЕННАЯ ФАНТАЗИЕЙ ЯВЬ

Настоящему художнику всегда мало одного мира, где проходит его земное бытие, он пытается жить еще как минимум в двух одновременно, большую часть жизни находясь где-то на грани между ними, в постоянном пути из одного мира в другой, третий: из трансформированной воображением реальности в удивительно реалистичную фантазию и в фантастическую реальность.

«На грани миров» - так называется первая большая персональная выставка усть-каменогорского художника Виктора Шевченко, развернутая в выставочном зале ВК Областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника. Впервые мы имеем возможность видеть плоды его разностороннего творчества в полном объеме и судить о широте его интересов. Более 70 экспонатов выставки – это акварельная, пастельная живопись, графика, в том числе компьютерная, коллажирование, аппликация из виниловой пленки, деревянная скульптурная миниатюра (точнее – причудливые экзотические композиции из переплетенных корней, ветвей, древесных наростов), а еще – причудливые инсталляции.

   

Специалисты находят в работах Виктора Шевченко влияние импрессионистов и сюрреалистов и в качестве примеров подразумевают такие картины как «Гора Корона», «Джазовое безмолвие», «Растворение», «Вынужденный холод». Даже в на первый взгляд реалистичных пейзажах природная натура вывернута наизнанку чувством, препарирована фантазией. Такие вещи как «Броненосец», «Жирафы» - больше чем анималистические картинки: выбор экзотической модели, необычный ракурс, раздражающе выпуклая цветоподача, нервная и намерено не ровная линия рисунка – все здесь ближе к Сезанну и Гогену, чем к Шилову или Глазунову.

А «Нелюбовь к трем апельсинам», «Примирение», «По мотивам произведений Р.Брэдберри» вообще выглядят пародиями (в хорошем смысле) на шедевры Дали.

Столь же причудливо переплетены и сочленены реальное и фантастическое в скульптурах и инсталляциях Виктора Шевченко. В них реалистичная оболочка, форма, первооснова – только рабочий материал для более точного воплощения продуктов воображения. Причудливые насекомые, взъерошенная сова, изящная шхуна словно сплетены из чешуек коры или солнечных бликов и едва ли не рассыпаются, но вопреки законам природы зависают в пространстве, удерживаемые только силой фантазии.

Персональная выставка Виктора Шевченко – событие не только для него самого и его почитателей, но и для организаторов-работников музея-заповедника.

Она – начальное звено долгосрочного проекта – цикла выставок «Новые имена». Посетители музея получат возможность не только познакомиться с творчеством начинающих, незнакомых широкой публике художников, но и увидеть новые грани талантов уже казалось бы известных мастеров нашего края.

Владимир Щеглов. Фото Алексея Мазницина

Вверх