На главную страницу

 

М. М. Ларионов, к.и.н.

Усть-Каменогорский благочиннический округ Павлодарской епархии Казахстанского Митрополичьего Округа Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

 

В настоящее время территория Восточно-Казахстанской области входит в состав Павлодарско-Усть-Каменогорской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) с центром в г. Павлодар, которая является структурным подразделением Астанайско-Казахстанской Митрополии, центр которой располагается в южной столице Казахстана, городе Алматы [3, с. 4-5]. Восточный Казахстан, в его современных границах образован Указом Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева от 3 мая 1997 г. [4, с. 14].

На его территории создано два благочиннических округа: Усть-Каменогорский и Семипалатинский. Центром первого является областной центр – Усть-Каменогорск. Каждый из благочиннических округов ограничен рамками Восточно-Казахстанской и Семипалатинской областей в их прежних границах.

В целом, на территории Усть-Каменогорского благочиния, действует или находится на стадии подготовки к открытию 32 православных храма, не считая объектов находящихся в ведении частных владельцев.

В целом, Усть-Каменогорское благочиние может быть разделено на две основные части, естественной границей между которыми является река Иртыш.

Правобережные приходы, за некоторым исключением, характеризуются как достаточно благополучные, с определённой долей вероятности дальнейшего их расширения. Левобережные приходы находятся в тяжёлом состоянии, они малолюдны и, количество окормляемых в них членов продолжает неуклонно сокращаться. Главным образом это объясняется весьма значительным сокращением населения, традиционно являющегося приверженцами православия: русских, русифицированных украинцев и белорусов, а также некоторых других. В основном, сокращение происходит за счёт внутренних и внешних миграционных процессов. Первые направлены в сторону областного центра (Усть-Каменогорск) и районов со значительным преобладанием русского населения.

Вторые связаны с массовым переселением на постоянное место жительства в пределы Российской Федерации. Важнейшим центром духовной жизни благочиния является Усть-Каменогорск, имеющий в настоящее время 12 православных культовых сооружений, которые, исключая тюремные церкви, объединены в четыре прихода, старейшим из которых является Покровский храм. История Покровской общины г. Усть-Каменогорска начинается в 1888 г., когда был построен новый городской собор, просуществовавший до 1936 г. (с 1923 г. как обновленческий собор, с 1935 г. как зернохранилище). С утратой собора жизнь общины не была прекращена, она лишь недолго (с 1938 по 1945 гг.) пребывала на нелегальном положении. В 1945 г. Покровская община возобновила свою деятельность и осуществляла своё служение до 1963 г. в центре города, а затем была переведена в посёлок Мирный на окраине Усть-Каменогорска.

Долгие десятилетия Покровский молитвенный дом оставался единственным храмом города и одним из двух в Восточно-Казахстанской области.

Ныне рядом с местом снесённого молитвенного дома, по проекту архитектора Богушевича построен новый деревянный храм, удачно вписавшийся в панораму побережья Иртыша [1, с. 3-28]. В настоящее время его первенствующий статус находится под вопросом в связи с тем, что могут произойти некоторые изменения в целом по региону, связанные с учреждением Павлодарской епархии.  В 1993 г. на базе действующего Троицкого храма и прилегающей территории бывшей Усть-Каменогорской крепости Священным Синодом Русской Православной Церкви был учреждён мужской монастырь. Главнейшей святыней монастыря, а также и города в целом является Троицкий храм, построенный в 1809 г. [2, с. 182-257]. Кроме Троицкого на территории монастыря имеется ещё домовой храм, освящённый во имя Преподобного Сергия Радонежского, устроенный в одном из сохранившихся зданий бывшей крепости, где теперь устроены кельи монашествующих, настоятельские покои и столовая. В 2008 г. начались регулярные богослужения в построенном на средства Благотворительного Фонда им. В. Л. Мете, бывшего Акима Восточно-Казахстанской области, по проекту архитектора Ю. М. Трашкова, соборе Андрея Первозванного [2, с. 215-231]. Приходы Покровского храма и Троицкого монастыря являются крупнейшими в Усть-Каменогорске. Они объединяют большую часть православных христиан города. Приходы двух других храмов города гораздо скромнее. Богородице-Рождественский храм на Аблакетке, разместился в здании бывшего клуба. В 2003 г. по эскизу архитектора Фарафонтовой А. в посёлке Новая Согра построен храм Священномученика Зиновия, иерея Согринского.

Кроме приходских церквей в Усть-Каменогорске имеется несколько культовых сооружений, расположенных в учреждениях закрытого типа.  Это, освящённый в 2003 г. Никольский храм в так называемой «тридцатке». Храм построен по инициативе и, при непосредственном участии заключённых.

Другие тюремные церкви –  Петропавловский храм в колонии УОВ 15/2 и Софийский храм в детской колонии. В результате проведённых изменений административных границ Усть-Каменогорска, в состав города вошло несколько населённых пунктов, в числе которых оказалось и с. Герасимовка, где существует крохотный приход Святителя Герасима Великопермского. Следует отметить, что Герасимовский храм, а также все тюремные не являются самостоятельными приходами.

Их окормляет духовенство более крупных общин. Так тюремные храмы находятся под опёкой настоятеля Богородице-Рождественской церкви, а Герасимовский приход окормляется клиром Покровского храма. В Усть-Каменогорске имеется две часовни: деревянная, построенная в 2001 г. по проекту архитектора А. И. Мегидь и освященная во имя Новомучеников Российских и Казахстанских в годину лютых гонений за Христа пострадавших. Новомученическая часовня построена рядом с местом разрушенного Покровского собора, она окормляется клириками Покровского храма на Мирном. Кирпичная, в честь Иконы Божией Матери «Умиление» часовня на старейшем ныне в городе Ушановском кладбище построена по проекту Ю. М. Трашкова, она обслуживается насельниками Троицкого монастыря.

Следует отметить, что в настоящее время наблюдается нехватка священнослужителей, не позволяющая должным образом обеспечить регулярность богослужений городских храмов и выполнения треб населения. При этом, некоторые из немногочисленных клириков обслуживают нужды как близлежащих, так и весьма отдалённых приходов области. Ежедневные богослужения совершаются только в Андреевском соборе, в прочих храмах только в воскресные и праздничные дни.

Проблема может быть объяснена нежеланием потенциальных кандидатов на священнические места, подвергать себя риску оказаться в полном подчинении ничем не ограниченного произвола епархиальных архиереев, как правило, выдвиженцев из России, зачастую не желающих считаться с местными условиями и предъявляющими завышенные требования к подчинённому клиру. Нестабильность положения, не всегда оправданные перемещения, назначения, очень туманная система оценки деятельности того или иного клирика, отсутствие возможности коллегиального разрешения многочисленных «больных» вопросов, делают участь священника – основного носителя всех тягот приходского служения весьма непопулярной в среде молодых прихожан. Как это ни парадоксально, но в период советских гонений проблемы укомплектования необходимыми кадрами священнослужителей решались значительно легче, чем в настоящее время.

Ещё одной проблемой является нехватка должного количества храмов в городе с 200-тысячным русским населением (всего в Усть-Каменогорске проживает более 300 тыс. жителей). Имеющиеся храмы находятся, за исключением Троицкого монастыря, на городских окраинах, расстояния между ними достаточно велики.

Многие городские районы вполне могли бы иметь свой приходской храм, особенно это касается центра города, где, как говорилось ранее существовал собор.

Вторым по значению в Усть-Каменогорском благочинии является город Риддер (б. Лениногорск). В городе имеется два храма: перестроенная из здания бывшего банка Никольская церковь и новопостроенный, уже горевший от пожара храм во имя Иконы Божией Матери «Нечаянная радость».

Имеется также часовня и, деревянная, в стиле северных русских храмов Смоленская церковь на базе отдыха «Климовка», находящаяся в частном владении.

Ещё одним крупным городом Восточного Казахстана является Зыряновск, община которого имеет досоветские корни. Князе-Данииловский храм замечателен тем, что является первой типовой православной постройкой в благочинии, сооружённой в период относительного потепления между советским государством и церковью в конце 1980-х гг. В 2005 г. в Зыряновске появляется деревянная часовня, освященная в честь Преподобного Сергия, игумена Радонежского.

Гораздо хуже дела обстоят в Пророко-Ильинском приходе города Серебрянска, лучшие годы которого пришлись на советский период, а ныне продолжается процесс постепенного угасания этого населённого пункта. Недалеко от Серебрянска находится популярная среди восточно-казахстанцев и иностранных граждан зона отдыха, образованная в результате затопления значительной территории при строительстве Усть-Каменогорской ГЭС. Среди затопленных поселений оказалась и бывшая Усть-Бухтарминская станица с крепостью и православным храмом. В настоящее время существует прибрежный посёлок Новая Бухтарма, где зарегистрирован православный Великомученице-Екатерининский приход и намечено строительство нового типового храма. К сожалению, строительство его в силу затруднений в финансировании приостановлено на неизвестный срок.

Хорошие перспективы имеет северная часть Усть-Каменогорского благочиния, охватывающая Глубоковский и Шемонаихинский районы Восточного Казахстана. Старейшим здесь является Крестовоздвиженский приход г. Шемонаиха. Молитвенный дом начал функционировать в 1989 г. Приход охватывал всю территорию Шемонаихинского района. В более поздний период из него выделились Усть-Таловский приход с Казанским храмом, а также Иоанно-Предтеченский приход посёлка Первомайский. Самым новым является Верх-Убинский Покровский приход, располагающий молитвенным домом. Интересно, что район этот в прошлом был, преимущественно старообрядческим. Православные обладают двумя типовыми храмами: в Шемонаихе – деревянный, Преображенский и в Усть-Таловке – Казанский, выстроенный их кирпича. Ожидается открытие нового прихода в с. Выдриха, являвшемся в прошлом, наряду с Верх-Убой одним из оплотов старообрядчества.

В Глубоковском районе, православные приходы находятся в населённых пунктах, расположенных по берегу Иртыша. Часть Прииртышских поселений имели в своё время статус казачьих станиц и посёлков, другие являлись крестьянскими поселениями. В настоящее время таких различий уже не существует.

Церковь с. Глубокое –  приспособленное под храм небольшое здание больничного типа. Трехсвятительский приход уже трижды менял место своего расположения. Одно здание пришлось оставить в связи с массовым сносом селитебной зоны, находящейся в недопустимой близости с медеплавильным комбинатом.

Второе здание – бывший детский комбинат, который община не смогла содержать из-за его больших размеров. Третий вариант сохраняется и сегодня, хотя нужно отметить непропорциональность русского и титульного населения Глубокого предоставленным находящимся в непосредственной близости помещениям для богослужений. Крохотный храм, не имеющий возможности вместить всех желающих и, большое здание пустующей мечети. Достаточно скромен и Михайло-Архангельский храм с. Уварово, приписной к Глубоковскому приходу. Особое место принадлежит в Прииртышье освящённому в 1010 г. храму Архидиакона Стефана в с. Предгорное (б. Красный Яр на Иртыше), построенному по проекту архитектора Богушевича, автора уже известного нам Усть-Каменогорского Покровского храма. Внутри храм оснащён всем необходимым, включая деревянный резной иконостас. Церковь сооружена на месте более ранней, деревянной постройки, погибшей в советский период. Храм строился на средства семьи Храпуновых. Оригинальность ситуации заключена в том, что строительство храма началось ещё до формирования церковной общины.

До сих пор речь шла о сравнительно благополучных приходах Усть-Каменогорского благочиния, расположенных в его северо-восточной части.

Далее рассмотрим состояние дел в проблемных, левобережных приходах, деятельность которых находится, к сожалению, на стадии угасания.

Самым южным, а также самым отдалённым является приход православной общины г. Зайсан, некогда одного из крупнейших и развитых поселений региона, игравшего важную роль транзитного центра торговли на пути в Китай и Среднюю Азию, отправной точкой научно-исследовательских экспедиций, в том числе под руководством Н. М. Пржевальского, важным стратегическим пунктом. О былом величии города свидетельствует сохранившаяся, в целом, архитектура досоветского периода. Многое утрачено, но и оставшееся до сих пор способно поразить воображение. В Зайсане проживает немногим более 15 000 человек.

Численность русского населения за последние два десятилетия резко сократилась и составляет в целом по району менее 800 человек. Почти все они жители Зайсана, где расселены преимущественно в бывшей казачьей станице, отделенной от собственно города речкой Джеменейкой.

В этой части современного городка и находится Александро-Невский храм, довольно скромный по размерам, построенный по инициативе и на средства местного предпринимателя Дудника. Прихожан становится всё меньше и меньше, и, существует опасность исчезновения общины естественным путём.

Некогда Зайсан украшали две православные церкви: военный Никольский собор и приходской Александро-Невский храм. Последний погиб в советский период, а собор, превращённый в воинский клуб, претерпевал различные посягательства на свой первоначальный облик, подвергался разрушительному пожару.

Его облик в значительной степени искажён, доступ к нему возможен лишь при соответствующем разрешении командира Погранотряда, на территории которого он находится.

За всю новейшую историю православного Зайсана, на служение в этот город назначались последовательно два священника из разъездного причта и один священник на должность настоятеля, однако невозможность обеспечения ему и его семье даже очень скромного уровня проживания побудило священноначалие рассмотреть вопрос о его переводе в более стабильный приход. Ныне община Александро-Невского Зайсанского храма окормляется клиром благочиния.

Не менее сложная ситуация сложилась и в двух других районах левобережной части Усть-Каменогорского благочиния: Кокпектинском и Уланском.

В досоветский период здесь процветало множество православных приходов, составляющих значительную часть благочиния Усть-Каменогорских городских и сельских церквей. Совершенно противоположная картина наблюдается в настоящее время. Резкое сокращение русского населения, малая степень религиозности, вытравленной в сельской местности в советский период, сделали своё дело. Имеющиеся здесь приходы крайне малолюдны, как и Зайсанский, они находятся на грани постепенного угасания. Характерной особенностью этих приходов является отсутствие хотя бы в одном из них регулярного совершения богослужений.

Ни один храм не имеет в настоящее время своего настоятеля, все они окормляются разъездным причтом благочиния. При этом даже и такие приходы имеются далеко не во всех местах их прежнего существования. Выйдя за рамки обозначенных Кокпектинского и Уланского районов, скажем о том, что, например, на территории современных, огромных по территории Курчумского и Катон-Карагайского районов, где некогда существовали крупные казачьи и крестьянские поселения вообще нет ни одного прихода, а главное, катастрофически уменьшилось число потенциальных носителей православных традиций.

На весь Кокпектинский район имеется лишь один действующий Покровский храм в бывшем районном центре – с. Самарское. Относительно уютно устроенный в приспособленном помещении, он пустует, службы совершаются духовенством Усть-Каменогорского мужского монастыря.

В Уланском районе имеется три храма (четвёртый – в с. Герасимовка, вошел в черту г. Усть-Каменогорска), из которых один выведен из списков церквей благочиния, другой, по окончании ремонта церковного здания начала XX в. лишь предполагается к использованию в качестве приходского, и, наконец, только в одном из них, в течение 15 лет, начиная с 1990 г. регулярно совершались службы и последовательно сменилось два настоятеля, причём при первом приход довольно прочно держался, а при втором пришёл в полнейший упадок.

До статуса часовни, после закрытия с санкции епархиального управления, низведён Богородице-Рождественский храм пос. Асубулак – в советские годы процветающего посёлка горняков, ныне лежащего в руинах. Существует довольно смелое, и думается неоправданное намерение возродить там церковную жизнь. Насколько оно осуществимо покажет время, шансы невелики, прихода, как такового не существует. Единственным уцелевшим храмом досоветской постройки Уланского района является Петропавловский храм с. Митрофановка.

Стараниями местного главы крестьянского хозяйства В. Г. Воропая, храм отремонтирован, золотом сияют его купола. Тем не менее, весьма сложной проблемой представляется полноценное возрождение здесь приходской жизни. Население села – 600 человек, из которых лишь половина теоретически может составить будущий приход.

Хотя, зная среднестатистическое соотношение общего потенциального населения к числу реальных прихожан, выводы приходится делать самые неутешительные.

Наконец третий в этом печальном списке – Знаменский храм бывшего районного центра с. Таврическое. Храм благоустроен снаружи и внутри, но приход слишком мал и продолжает неуклонно сокращаться, нет реальной возможности, как ещё совсем недавно содержать за счёт церковных доходов настоятеля и его семью.  

В досоветский период в с. Таврическое имелась деревянная Великомученице-Екатерининская церковь, а рядом была построена школа Министерства народного просвещения, в здании которой и расположен современный храм. Таково, в целом, положение Усть-Каменогорского благочиннического округа вновь созданной Павлодарской епархии Русской Православной Церкви.

Проблем достаточно много, и если епархиальные власти действительно заинтересованы в том, чтобы вывести регион из существующего кризиса, то им необходимо отказаться от традиционных, сложившихся в советский период форм работы, как с приходским духовенством, так и с простыми прихожанами.

На фоне существующих проблем как-то нелепо выглядят высокоторжественные, широко освещаемые СМИ наезды правящего архиерея в благочиние, где по-прежнему не решаются серьёзные вопросы, зато проявляется неустанная забота об увеличении налогообложения благополучных, а также и умирающих приходов в пользу обеспечения достойного существования епархиального управления. О поддержке приходов за счёт епархиальных средств речь в данном случае не идёт. Неудивительно, что на фоне такого равнодушия растёт количество католических приходов в местах традиционного православного преобладания.

Набирают силу и авторитет среди населения различные религиозные организации протестантского толка, а также иные около и псевдо-христианские новообразования.

 

Источники и литература

 

 1  Иеромонах Иустин (Ларионов). Православие в истории и архитектуре Восточного Казахстана. – Усть-Каменогорск, 2006. 128 с.

2  Ларионов М.М. (иеромонах Иустин). Троицкий храм города Усть-Каменогорска: 200 лет истории (1809 – 2009). – Усть-Каменогорск: «Либриус», 2011. 260 с.

3  Митрополичий Округ Русской Православной Церкви в Республике Казахстан. // Православный церковный календарь. 2011. Издание Казахстанской Митрополии, 2010

4    Справочник по истории административно-территориального деления Восточного Казахстана (1920-2002 гг.). – Усть-Каменогорск, 2005. 594 с.               

 

 

Таблица. Усть-Каменогорское благочиние. (сост. автор)

 

№№

Наименование храма, город, село, район

Настоятель

Дата открытия / возобновления работы

Краткая характеристика

1

Покровский храм,

г. Усть-Каменогорск

 

 

 

1945 г.

Приходской, городской, типовой, деревянный

(центр благочиния)

2-4

Свято-Троицкий мужской монастырь

г. Усть-Каменогорск

1. Троицкий храм (1809)

2. Андреевский собор

3. Сергия Радонежского домовой храм

 

Официально передан в 1989 г., фактически действует с 1991 г., как монастырь с 1993 г.

Монастырские храмы (Андреевский соборный, Троицкий досоветского периода, Сергиевский домовой). Все кирпичные

5

Богородице-Рождественский храм, г. Усть-Каменогорск

священник Евгений Евгеньевич Яганов

 

1995 г.

Приходской, городской, приспособленный, кирпичный

6

Зиновьевский храм. Усть-Каменогорск,

пос. Новая Согра

священник Иоанн Иванович Карабидович

2001 г. (освящен 04.09.2005 г.)

Приходской, городской, типовой, кирпичный

7

Герасимовский храм

г. Усть-Каменогорск,

с. Герасимовка

священник Александр Закарьянович Закурдаев

 

1995 г.

Приходской, городской, приспособленный, малоприходный

8

Часовня в честь Новомучеников Российских и Казахстанских

г. Усть-Каменогорск

окормляется причтем Покровского храма

 

2001 г.

Деревянная часовня, городская, типовая, деревянная

9

Часовня Иконы Божией Матери «Умиление»,

г. Усть-Каменогорск

окормляется причтем Троицкого монастыря

 

2002 г.

Кирпичная часовня, кладбищенская, городская, типовая, кирпичная

10

Никольский храм,

г. Усть-Каменогорск

окормляется иереем Евгением Ягановым

 

2003 г.

 

Тюремный (учреждение з/т

№ 30), городской, кирпичный

11

Петропавловский храм,

г. Усть-Каменогорск

окормляется иереем Евгением Ягановым

Освящен

 в 2010 г.

Тюремный (колония УОВ 156/2), городской

12

Веры, Надежды, Любови и матери их Софии храм,

г. Усть-Каменогорск

окормляется иереем Евгением Ягановым

 

Тюремный (детская колония), городской

 

13

Никольский храм, г. Риддер (Лениногорск)

священник Игорь Анатольевич Копылов

 

1949 г

Приходской, приспособленный, кирпичный

14

Иконы Божией Матери «Нечаянная радость» храм,

 г. Риддер (Лениногорск)

священник Андрей Васильевич Москаленко

 

2001 г.

Приходской, типовой, кирпичный

15

Часовня, г. Риддер (Лениногорск)

священник Андрей Васильевич Москаленко

 

Часовня типовая, деревянная, городская

16

Иконы Божией Матери «Смоленская»  храм,

г. Риддер (Лениногорск)

б/о «Климовка»

 

 

Бесприходная, частная, типовая, деревянная б/о «Климовка»

17

Князе-Данииловский храм

г. Зыряновск

священник Николай Павлович Давыдов

 

1984 г.

Приходской, городской, типовой, кирпичный

18

Сергия Радонежского часовня,

 г. Зыряновск

священник Николай Павлович Давыдов

 

2005 г.

Часовня деревянная, типовая

19

Пророко-Ильинский храм,

г. Серебрянск

священник Сергий Юрьевич Семченко

 

1992 г.

Приходской, городской, приспособленный, кирпичный

20

Великомученице - Екатерининский храм,

пос. Новая Бухтарма, Зыряновский р-н

священник Сергий Юрьевич Семченко

 

2008 г.

(предполагается строительство)

21

Спасо-Преображенский храм,

 г. Шемонаиха, Шемонаихинский р-н

священник Виктор Александрович Калина

 

1989 г.

Приходской, городской, типовой, деревянный

22

Казанский храм,

пос. Усть-Таловка, Шемонаихинский р-н

священник Роман Викторович Сычук

 

1999 г.

Приходской, сельский, типовой, кирпичный

 

23

 

Покровский храм,

с. Верх-Уба, Шемонаихинский р-н

 

священник Роман Викторович Сычук

 

2010 г.

 

Приходской, приписной, сельский, типовой, деревянный

24

Иоанно-Предтеченский храм,

пос. Первомайский, Шемонаихинский р-н

окормляет священник Евгений Евгеньевич Яганов

 

1995 г.

Приходской, статус часовни, сельский, типовой, малоприходный

25

Трехсвятительский храм,

п. Глубокое,

Глубоковский р-н

священник Константин Рудольфович Акентьев

 

1993 г.

Приходской, сельский, приспособленный, кирпичный

26

Михайло-Архангельский храм,

с. Уварово (приписной к церкви с. Глубокое), Глубоковский р-н

священник Константин Рудольфович Акентьев

 

2000 г.

Приходской, приписной, сельский, приспособленный, деревянный

27

Первомученика архидиакона Стефана храм,

с. Предгорное,

Глубоковский р-н

окормляет

Усть-Каменогорское благочиние

 

2010 г.

Приходской, сельский, типовой, кирпичный (приход на стадии формирования), на частном балансе

28

Покровский храм,

с. Самарское,

Кокпектинский р-н

окормляет

Усть-Каменогорское благочиние

 

1992 г.

Приходской, сельский, приспособленный, малоприходный

29

Богородице-Рождественская

часовня с алтарём,

 пос. Асубулак,

Уланский р-н

окормляет

Усть-Каменогорское благочиние

 

1993 г.

Приходской, статус часовни, сельский, типовой, малоприходный

30

Знаменский храм,

с. Таврическое,

Уланский р-н

окормляет

Усть-Каменогорское благочиние

 

1990 г.

Приходской, сельский, приспособленный, кирпичный, малоприходный

31

Петропавловский храм (1913),

с. Митрофановка,

Уланский р-н

окормляет

Усть-Каменогорское благочиние

 

подготовка к открытию

Бесприходный , сельский, типовой, досоветской постройки, кирпичный, на частном балансе

32

Александро-Невский храм,

 г. Зайсан, Зайсанский р-н

окормляет

Усть-Каменогорское благочиние

 

2001 г.

Приходской, городской, кирпичный, малоприходный

 

Итого: 32 культовых сооружения (храмов и часовен: отдельно стоящих, домовых и тюремных) на территории Усть-Каменогорского благочиния Павлодарской епархии.

 

                  соборных церквей – 1                                  городских храмов и часовен – 21

                     монастырских – 3                                                 (в т.ч. в Усть-Каменогорске – 12)

  приходских – 15                                                   сельских церквей – 11

                                    приписных – 2                                                      типовых – 18                                                     

 со статусом часовен – 2                                    приспособленных – 14

                  малоприходных  – 4                                               строящихся – 1                             

              не имеющих приходов – 4                                   досоветской постройки – 2

              тюремных - 3                                                         монастырей – 1                    

              часовен – 4                                                             находящихся на балансе    

                                                                                             частных лиц – 3

 

Примечание: В настоящее время остаются вакантными должности благочинного округа, настоятеля Покровского храма г. Усть-Каменогорска и наместника Троицкого мужского монастыря г. Усть-Каменогорска.

 

Вверх