На главную страницу

 

 

Благословил на битву с Мамаем
 
 

СЕРГИЮ РАДОНЕЖСКОМУ-700 ЛЕТ
 
 

Великому русскому подвижнику Сергию Радонежскому в этом году исполнилось 700 лет со дня рождения. Он является одним из самых почитаемых святых в православии.
 В XIV столетии, на заре формирования единого Русского государства, Сергий Радонежский стал символом духовного возрождения народа. За неоценимый вклад в единение нации его еще нарекли игуменом Земли русской.
 

Юбилей подвижника
 

В настоящие дни в православном мире проходит череда культурных и церковных мероприятий, приуроченных к юбилею подвижника. В Усть-Каменогорске в память об этой грандиозной личности на Пасхальной неделе открылась выставка «Великий заступник Земли Русской». Экспозиция, организованная в областном этнографическом музее по благословению епископа Усть-Каменогорского и Семипалатинского Амфилохия, стала совместным проектом музея и епархии. В день открытия выставки всех порадовали участники хора Покровского храма. Посетителей встречали песнопениями, посвященными юбилею этого выдающегося русского церковного и политического деятеля и Воскресению Христову, что придавало происходящему торжественную тональность. Со словами приветствия по случаю события к горожанам обратились епископ Амфилохий, главный имам ВКО Нурлан хаджи и директор этнографического музея Николай Зайцев. На открытии также присутствовал Генеральный консул РФ в Усть-Каменогорске Сергей Анненков.
 

Ностальгия старины
 

Выставка передает дыханье старины глубокой, в которую жил и творил Сергий Радонежский, и знакомит с ценнейшим наследием православного искусства.
 Более 150 экспонатов из фондов этнографического музея, церковного музея Воскресенского собора из Семипалатинска и храмовых ризниц епархии переносят посетителей в мир русской церковной культуры, народных верований и православных традиций. С ними знакомят иконы, рукописные книги, культовые предметы, серебряные оклады, датируемые XVI и началом XX века, причем некоторые представлены впервые, а также произведения декоративно-прикладного искусства. Есть экспонаты, изготовленные и руками мастеров нашего времени, например, историческая реконструкция доспехов русского ратника.
 

Жизнь-легенда
 

Центральное место экспозиции занимает икона «Сергий Радонежский», написанная в русле современной иконографии, но с соблюдением всех церковных канонов.
 Среди представленных икон изображены не просто лики Преподобного. Они посвящены, как сообщил младший научный сотрудник этнографического музея Роман Нечаев, отдельным эпизодам из жития Сергия Радонежского, которое описал его ученик Епифаний Премудрый.

 

— На одной из них мы видим, как родители Сергия, Кирилл и Мария, перед смертью благословляют его на служение Богу. Сами родители ранее сначала приняли иночество, потом схиму и ушли в мир иной уже в монашеском сане, - рассказал Роман Юрьевич. Как известно, родители Сергия (в миру Варфоломея) были боярского рода, но статусу предпочли монастырь. В семье он был средним сыном. Будущий подвижник, как свидетельствуют древние источники, сразу отличался от других детей. Например, еще находясь на грудном вскармливании, самостоятельно соблюдал «голодную диету» по средам и пятницам. После, всю оставшуюся жизнь пищей ему служили только хлеб и вода. Тем не менее, прожил, по тем временам, нереально долго - 77 лет (1315-1392 гг.). Причем по свидетельству современников с каждым годом становился только здоровей. Получив благословение от родителей, он всю оставшуюся жизнь посвятил Богу и служению Руси.
 

Шли годы, рос авторитет
 

Вначале Сергий основал пустынь (уединенное поселение) в глухом Радонежском бору, которая со временем превратилась в Троицкий монастырь, а потом в Троицко-Сер-геевскую лавру, которая здравствует и поныне. Там же покоятся сейчас и мощи Преподобного.
 Постепенно слава о деяниях и прижизненных чудесах исцеления, творимых Сергием Радонежским, дошли до самого Константинополя. Значимость его личности подчеркивает такой исторический факт: к нему перед Куликовской битвой приезжал за благословением князь Дмитрий Донской. Надо ли говорить, что после победы над Мамаем, слово Преподобного стало просто непререкаемым.
 

Судя по совести

Сергий был известным миротворцем. К нему, как к судье в последней инстанции, шли решать свои споры русские князья, которых вечно раздирали междоусобицы. В историю российского государства Сергий Радонежский вошел и как основатель примерно десяти монастырей, а его ученики — десятков, неслучайно бывшего жителя пустыни назвали преобразователем мо-нашеского уклада. Про­светительская и духовная деятельность Сергия способствовала объединению тогда еще довольно разрозненных и почти полуязыческих народов северной и средней Руси в одно великорусское племя.
 

 Первый путеводитель и антиминс
 

Такие выставки просто кладезь информации для тех, кто интересуется историей православной церкви. Не все сегодня, к примеру, знают, что такое «антиминс». Этим греческим словом в православии обозначают плат для церковного престола. Он представляет собой кусок льняной ткани четырехугольной формы, на котором способом печати наносятся изображения Иисуса Христа, лежащего в гробу после снятия с креста, и четырех евангелистов.
 Антиминсы выдавались при освящении храма и были лично подписаны епископом той епархии, к которой он относился. То есть были, по сути, именными. При «форсмажорных» обстоятельствах антиминс можно было использовать как переносной престол. Он являлся также своего рода удостоверением, дающим священнику право совершать богослужение.

   

На выставке представлены два антиминса, сохранившиеся с Петровских времен и эпохи императрицы Анны Иоанновны.
 Очень редким экспонатом является рукописная книга «Описание божьего града Иерусалима», изданная в 1771 году. Этот, своего рода старинный, возможно, первый путеводитель по святому городу, выпущен тиражом всего в 100 экземпляров!
 

«Крюки» и кресты
 

Очень любопытней церковный песенник. Издана книга в ту пору, когда еще не придумали нот. Их заменяли специальные значки, похожие на крючки, которые так и называли — «крюки».

 Сегодня эта книга — настоящая реликвия, сохранившаяся невероятным образом. Вниманию посетителей предложены также несколько богато иллюстрированных старинных изданий «Священного Евангелия» XVII - второй половины XIX веков, в том числе «Евангелие от Марка» 1884 года.
 Сегодняшние синодальные кресты как близнецы-братья похожи на своих предшественников. На выставке можно увидеть несколько таких, прекрасно сохранившихся «ветеранов». Кресты наперсный и иерейский, отлитые из серебра и украшенные чеканкой, были выданы из Святейшего правительствующего синода, как указано, в 1797 и 1896 гг. соответственно.
 А вот епитрахиль (принадлежность богослужебного облачения православного священника в виде ленты) и пояс митрополита Алматинского Иосифа с дарственной надписью от прихожан.

Красивый серебряный потир в виде кубка использовали при освящении вина и принятии причастия. А ещё представлены головные уборы для богослужения, посохи и другие старинные предметы церковного культа.
 

Венчались «князь» с «княгинею»
 

Об атмосфере церковного бракосочетания в православии говорят венцы для жениха и невесты, их стали использовать с XVIII века. Ранее же на церемонии в ходу были другие принадлежности.
 — Первоначально это были повязки, потом диадемы. И только, начиная с XVIII века, за образцы взяли венцы, похожие на русскую императорскую корону.

Это символизировало высокую степень таинства брачного союза и его значимость — почти как венчание императора на царство. Неслучайно в православной русской церкви жениха и невесту испокон веков называли «князь» и «княгиня», — говорит Р. Нечаев.
 Иконный ряд представлен иконами второй половины XIX века. Среди них «Богоматерь всем кров святой Богородицы», «Святитель Николай Можайский Чудотворец» и другие.
 

Последователь подвижника
 

Просто чудом сохранилась фотография священномученика Александра Дагаева, пресвитера Усть-Каменогорского, настоятеля Покровского собора, сделанная в 1892 году, то есть более 120 лет назад. Рядом - подлинный головной убор священника - скуфья. Именно в ней последователь подвижника и просто человек горячей веры, снискавший искреннюю любовь и уважение населения дореволюционного Усть-Каменогорска, запечатлен на фото.
В 1920 году отец Александр был казнен по приказу новой власти. Смерть он принял жуткую. Священника изрубили шашками, а потом его обезглавленное тело с отсеченной рукой, привязав к лошади, волочили по улицам Усть-Каменогорска. Об этом зверстве просто невыносимо писать, но и забывать нельзя. Потому что «это нужно не мертвым, это нужно живым!».

 

Надежда Михеева. Фото Алексея Мазницина

 

Вверх