На главную страницу

 

 

Весеннее настроение

 

5 марта 2014 г. в здании музея-заповедника по улице К.Кайсенова, 67 открылась традиционная областная выставка «Весеннее настроение».

Ежегодно в ней принимают участие ремесленники и мастера городов   Усть-Каменогорска, Семея, Зыряновска, Риддера, сел Ново-Баженово, Курчума, Катон-Карагая и других. В преддверии Международного Дня 8 марта наши  мастера  радуют посетителей  выставок, не уставая творить прекрасное своими руками.

На протяжении нескольких лет в выставке принимают участие талантливые мастерицы их г. Семея, которые не только возрождают традиционные казахские изделия, но и передают свои знания и навыки молодому поколению, обучая их народным ремеслам. Флорентийская мозаика всегда привлекает посетителей своей насыщенной красочностью природных камней, удивительными пейзажами. И все это создается руками мастеров камнерезного цеха ЭНВИ города  Зыряновска.

 

Открываются новые имена! Ряды мастеров пополняют участники, которые обучались на учебных тренингах, организованных музеем-заповедником и Ресурсным центром ремесленников ВКО. Получив знания, многие становятся настоящими мастерами своего дела. Доказательство тому -  демонстрация изделий в весенней выставке ДПИ.

Также на выставке представлены изделия талантливой молодежи, изготовленные       в технике резьбы и росписи по дереву, вышивка біз кесте, валяние войлока, чиеплетение.

Фото Алексея Мазницина.

 

АНГЕЛЫ СОБСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

В Усть-Каменогорске открылась традиционная выставиа мастеров декоративно-прикладного искусства «Весеннее настроение».

Нет ничего душевней творений человеческих рук. Фабричному производству с этой энергетикой соперничать не под силу. Истинный ценитель подлинного искусства всегда предпочтет вещь ручной работы конвейерной штамповке. А когда прекрасных творений рук человеческих еще и много, услада взору и душе обеспечена. Именно это чувство испытали посетители экспозиции, что открылась в областном этнографическом музее. Более 50 восточно-казахстанских мастеров предоставили на суд зрителя свыше 300 сво­их работ.

Картины, шитые нитками

«В мельканье дней, скоростей и огней» мы порой не замечаем даже друг друга. А мимо картин Раисы Игнатовой проскочить не получается. Сначала они бросаются в глаза безукоризненностью вкуса, затем поражают тем, что краски здесь заменяют нитки, а холстом служит обычная ткань. Притом удивляет возраст художника: столь жизнеутверждающие картины «пишет» мастерица, которой исполнилось 90 лет! Люди благородного возраста, видимо, менее подвержены суете и раз­ным меланхолиям.

Потому видят мир таким, каким он есть, а он - прекрасен!

Душа в камне

Из чего созданы эти картины, тоже сходу не поймешь. Уникальные шедевры принадлежат мастерам камнерезного цеха «ЭНВИ». А материал и сюжеты дарит сама природа нашего края.

Работают мастера в жанре флорентийской мозаики, которая считается довольно редкой и весьма сложной. В Казахстане - это практически единственный пример освоения исконно итальянского ремесла. Не случайно зыряновская мастерская признана лучшей в республике в своей сфере. Флорентийская мозаика завораживает посетителей своей цветовой насыщенностью, что обеспечивает использование природных камней. Из них складываются до боли родные восточно-казахстанские пейзажи. Цех выпускает также напольные вазы, шкатулки, подсвечники.

           

На производство каждой штучной вещи уходит от нескольких месяцев до года. Непросто работать, используя бесшовную технологию: нужно, чтобы каменные «паззлы» сами сложились и по цвету, и по текстуре.

- В 2013 году руководитель «ЭНВИ» Виктор Переверзев был награжден Европейской научно-промышленной палатой золотой медалью и дипломом за высокое качество и про­фессионализм.

Эта награда является одной из самых престижных наград ЕС. Годом ранее имя Виктора Аркадьевича было внесено в Большую международную энциклопедию «Лучшие люди», - рассказала заведующая отделом ДПИ этнографического музея Валентина Черкашина.

Бисерный триумф

Эти миниатюрные декоративные бусинки являются одним из излюбленных материалов наших мастеров, который они искусно используют в своих работах. Эксклюзивные укра­шения рождаются в руках Александры Пучковой и Ирины Собченко. Просто симпатичная блузка, благодаря бисерной «оправе» мастерицы Айман Кривец, превратилась в настоящий бренд.

Бисером можно вышивать и картины. И это красноречиво подтверждают творения Раисы Авдеевой, руководителя кружка «Чаровница», что работает при украинском культурном центре усть-каменогорского Дома дружбы.

То, что увлечение со временем может перерасти в профессию, доказывает пример Александры Пучковой. Все началось 10 лет назад, а сегодня колье и другие украшения ма­стерицы сочтет за честь носить любая модница. Во-первых, красиво, а во-вторых, гарантировано, что больше ни на ком не увидишь. Ведь дизайн украшений принадлежит самой поклоннице бисероплетения.

Причем в качестве дополнительного материала для них использованы как природные минералы, например, аметистовый кварц, жадеит, горный хрусталь, так и цветное стекло, которое сейчас в моде.

Что касается основы - бисера, его заказывают в Чехии и Японии, этот материал более эргономичен в работе. Недавно Александра освоила выкладку по воску.

«Это древняя техника индейцев Уичоли, которую в племенах использовали для изготовления, к примеру, сакральных вещей или шаманской атрибутики», - рассказала она. Отметим, что мастеров, работающих по этой технике, немного, даже в СНГ.

Все дело в том, что индейцы использовали особо прочный состав для наклеивания бисера на макеты фигурок животных и про­чих предметов. Поэтому изделия могли сохранять свою красочность веками. Клеевую основу составляли пчелиный воск и древесная смола, а получить последнюю,  в  настоящее время, не всегда бывает возможным.

Однако и современные мастера не лыком шиты. Благодаря разнообразию синтетических клеев на рынке, они разрабатывают свои ноу-хау, которые держат в секрете.

В Усть-Каменогорске любителей бисероплетения объединяет творческий центр «Рыбка золотая», что находится по улице Добролюбова: там проводится и обучение, и мастер-классы, и ярмарки-распродажи авторских произведений.

Дерево, но такое живое

Оригинальные изделия из капа представил мастер из Риддера Юрий Арепьев. Поясним: кап представляет собой нарост на стволе или у корня дерева. Материал очень красивый, благодаря мраморному рисунку волокон, но такой же, по словам мастеров, и «упёртый», требует своего подхода. В некоторых источниках указывается, что капы могут весить до тонны. В Древней

Руси посуду, сделанную из него, не зазорно было ставить и на княжеский стол. Бесподобно смотрятся каповые чашки и вазы Юрий Арепьева, представленные на выставке.

 

Дерево вообще очень чуткий материал, отзывчивый на человеческие руки. Владилен Мальцев, в прошлом учитель физкультуры, а сейчас пенсионер, понял это давно.

Миниатюрные композиции ма­стера оставляют простор для воображения. Здесь и оркестр «гремит басами», и домашнее чаепитие, а вот охотники «травят» байки на привале, любители подледного лова, наоборот, пред­почитают сидеть в тишине, кто-то не прочь совершить променад на свежем воздухе.

Изделий деревянного зодчества представлено немало. Творениями мастеров можно любоваться до бесконечности. Как торсуком Адильбека Нурмухамбетова, богато укра­шенным резным орнаментом, или декоративными сосудами его земляка А. Белякина. Есть экспонаты, которые и дарить как сувениры можно, и использовать в быту.

От ангелов до игрушек

Разнообразие материала, который используют мастера ДПИ, неисчерпаемо. Это, кроме ниток, ткани, бисера, дерева и бересты - акриловые краски, шерсть, обычные бумажные салфетки, войлок, солома, ро­гоз, ветки и даже вчерашние газеты. Удивляют изяществом вязаные салфетки молодой мастерицы Шалкар Нургалиевой.

Вязанием увлекаются многие женщины, но не для всех оно становится творчеством. У Ольги Флейшли все началось с того, что супруг попросил связать «собственных» ангелов на новогоднюю елку.

         

Видимо, в благодарность, они «научили» мастерицу вязать другие, не менее милые игрушки. Это благодатное направление в декоративно-прикладном искусстве пред­ставляет большой простор для фантазии, причем женской. Симпатичные игрушки-сувениры вяжут, шьют из войлока и других материалов Т. Перетокина, Н. Молоканова, Н. Воронкова и другие участники выставки.

Представители сильного пола, в силу своего мужского начала, предпочитают использовать материал потверже: дерево, камень, кап и кожу.

Весна идет, выставкам - дорогу

Широко представлена лоскутная техника в комплектах для дивана, куклах и даже открытках. Говорят, что новое, это хорошо забытое старое. В памяти людей постарше еще со­хранились лоскутные одеяла. Такими бабушки в деревнях накрывали внуков в детстве. Обычай, рожденный в прошлом скупостью магазинных прилавков в глубинке и привычкой экономить, сегодня получил совсем другую тональность.

В картине «Весеннее утро» смешались, кажется, все материалы и стили. Макраме, аппликация, гуашь, капроновые нитки, хлопок, органично переплетясь, тонко передали обновление природы.

Впервые в выставке приняла участие Бикамал Баелова из Усть-Каменогорска. Она предоставила вещи, выполненные в традициях казахского народа: подушки, коврики, покрывала, искусно украшены орнаментом и вышивкой.

В области хорошо известно имя председателя казахского культурного центра «Айша-Биби» Айман Бокпасаровой, из Семея. Она объединила талантливых людей с целью возрождения казахских народных ремесел. Изделия из войлока с красочным национальным орнаментом самого руководителя также никого не оставляют равнодушным.

На открытии выставки Айман Ибраевна покорила всех исполнением а-капелла песни «Снегопад» на музыку А. Экимяна, которая давно полюбилась нашим женщинам благода­ря Нани Брегвадзе.

- Нынешняя весна оказалась богатой на выставки. Оживление природы вызвало настоящий творческий всплеск. Экспозиция стала уже традиционной, но ни разу не повторилась. Уровень мастерства наших прикладников поднялся на такой уровень, что они могут передавать свой опыт последующим поколениям, следовательно, бесценные традиции народного творчества никогда не канут в Лету, - отметила заместитель директора музея Тамара Быкова.

А это значит, что творения народных мастеров по-прежнему будут греть душу и радовать взор.

Надежда Михеева. Фото Алексея Мазницина, Игоря Григорьева.

Вверх