Написать письмо:
etnografia-2011@yandex.ru
ЧУДЕСА ИЗ ГЛИНЫ
Корни глиняной игрушки уходят далеко в прошлое,
связанное с русской деревней, теплой русской печкой. Глиняную
игрушку находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой.
Лепили игрушки, отдыхая от основной работы, для детей. Позже их
стали делать для продажи на ярмарках.
Этим промыслом стали заниматься целые семьи. Люди передавали основные навыки лепки и обжига из поколения в поколение. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий. Город Усть-Каменогорск богат талантами, здесь можно найти любой сувенир по желанию. В фондах ВК областного музея-заповедника находятся уникальные сувениры-игрушки, выполненные мастером прикладного искусства Лыковой Светланой Геннадьевной. Многие из них сделаны по заказу музея. Светлана Геннадьевна потомственный художник.
Она родилась на земле Восточного Казахстана, в городе Усть-Каменогорске в 1966 г. После окончания художественной школы (класс И. В. Юна) Света поступает в училище № 8. По окончании училища работает художником на заводе «Оютас».
В 2000 году увлекается изготовлением глиняной игрушки и сувениров. Светлана постоянный участник выставок музея. Глина сложный материал в процессе подготовки ее к работе, к тому же изделия из глины нуждаются в обжиге при определенной температуре. Дома у Светы стоит ученическая муфельная печь.
В ней и
осуществляется обжиг фигурок, которые затем раскрашиваются и
покрываются лаком.
Кроме выставок музея сувениры и игрушки Лыковой С. Г. путешествуют
по миру. Туристы, приезжающие в Усть-Каменогорск с удовольствием
приобретают их в качестве сувениров на память о земле Восточного
Казахстана и увозят в Америку, страны Африки, Европу, Россию и т. д.
Лепка из глины не единственное увлечение Светланы. Еще в детстве
открылся у нее талант к рисованию. В роду Лыковых кроме резчиков по
дереву были и живописцы. Мать Светланы неплохая художница, сумела
привить дочери любовь к рисованию. С 1998 года Лыкова С. Г.
занимается живописью на дому (пишет портреты, пейзажи). Некоторое
время в парке им. Жамбыла она выполняла портреты для всех желающих.
Еще одним большим увлечением, хобби мастерицы является увлечение
кошками и собаками. Некоторые питомцы стали обладателями дипломов и
кубков различных выставок.
Если внимательно присмотреться к работам
Мастерицы на тему животного мира, то можно увидеть с какой большой
любовью относиться она к своим подопечным.
Все творения художницы из глины в фондах музея можно разделить по
темам: «Русский костюм старообрядцев», «Суеверия русского народа»,
«Герои русских народных сказок» и т. д.
Тема русского костюма крестьян юга Западной Сибири конца XIX-го
начала XX – го века, разрабатывалась Светланой Геннадьевной
совместно с музеем с использованием фондового материала. Получились
жанровые сценки, отражающие быт русского народа и в тоже время с их
помощью можно проникнуть в историю керамической посуды, используемой
крестьянами повсеместно с древнейших времен и до наших дней. Вот
стоит первобытная женщина с глиняным горшком и с кем-то
разговаривает. Она одета в шкуры, ладно по ней скроенные. Горшок
имеет правильную форму, на нем нарисован цветок. Первобытную тему
начала использования глиняной посуды продолжают фигурки изображающие
мужчин и женщин теперь уже в крестьянских костюмах. Так «мужик с
мешком» на ярмарке собрался приобрести в дом посуды, а «мужик в
тулупе» пришел за тем же, но стоит и торгуется. Рядом «баба с гусем»
громко предлагает всем: «Кому гуся…?».
Тут же сидит горшечник и доделывает большой горшок, сосредоточившись
на своей работе. «Мужик с караваем» заботливо держит хлеб в руках.
«Мужик в фартуке» - торговец на ярмарке, развел руки в разные
стороны и печально наклонил голову – товар закончился.
Серия женских фигурок-сувениров в праздничных костюмах старообрядцев
изображает ансамбль народной песни. Движение рук, динамика, формы
тела, мимика лица, детали костюма – все аккуратно до мелочей
отображает мастер в своих произведениях.
«Суеверия русского народа» - одна из любимых тем в творчестве
Светланы Лыковой. Эти фигурки разительно отличаются от остальных.
Выполнены они из обожженной глины и покрыты светло-коричневой
краской в тон глине. Все детали костюмов, обувь, черты, лица,
волосы, украшения только при помощи гравировки и налепа мастер
доводит до совершенства. Именно такой способ подачи героев русских
суеверий выбран, наверное, неслучайно.
Никто четко не сможет
рассказать какого цвета, например, рубаха и штаны у Домового или у
Лешего. Мастер передает внешний вид фигурки, опираясь только на один
цвет и профессиональные навыки лепки из глины. Она не навязывает
собственного мнения, а работает только на основе знаний по этой
обширной теме, которые получила из книг.
Всем известен причудливый проказник Домовой. Именно таким
причудливым, бородатым, верхом на свинье со збруеей и попоной,
изображает его Светлана. Может показаться странным, как Домовой
оказался на свинье, да еще со збруей и попоной? Но, не все так
просто. Домового иногда считали не только «хозяином» дома, но и
«хозяином» двора со всей живностью, которая имелась. Поэтому
Домовой, сидя на свинье, по-хозяйски объезжает свои владения.
Он
упитан, добротно по-крестьянски одет, причесан, борода аккуратно
стрижена, свинья откормлена, на ней богатая попона – все говорит о
том, что люди с Домовым живут в ладу, а в доме и по хозяйству у них
все в порядке.
Другой дух русских суеверий – Дремушка или Дрема. Это, как правило,
добрая старушка с ласковыми руками. Она обычно приходит к детям,
поправляет им одеяло, гладит по волосам. В глине мастерица
изобразила ее с подушкой в руках, в платке, длинном сарафане и
рубахе. Она стоит, наклонив голову к подушке.
Всем своим видом говоря: «Пора спать!».
Летом в полдень очень жарко. А в поле во время жатвы в это время
суток солнце не щадит никого. Вот и придумали наши предки, что ходит
по полосам ржи красивая высокая девушка Полудница или Полуденка и
если кто в самый жаркий полдень работает, того берет за голову и
начинает вертеть, пока не натрудит шею до жгучей боли. Лыкова
Светлана изображает девушку Полуденку плотного телосложения в
длинном цветастом сарафане, который развевается на ветру и рубахе.
На шее бусы, которые съехали набок. На голове платок, который
опустился от ветра. Две толстые косы оттягивают голову назад.
Полуденка стоит бодбоченясь и смотрит: «Кто тут еще работает?».
Важную деталь не упускает Светлана при изготовлении своих сувениров.
Некоторые, когда позволяют размер и форма, она выполняет в виде
колокольчика с маленьким глиняным язычком. Таким образом, сама
фигурка при этом выполняется полой. Это Полудница, Дрема и некоторые
другие сувениры.
Если игрушку наклонять в разные стороны, то раздается приятный
«звон».
Все это тоже неслучайно. Обратим внимание, что глиняная игрушка в
России повсеместно была свистулькой. Свист, по видимому, был призван
отогнать, «испугать» нечисть. Берестяной шаркунок, например,
наполнялся горохом и гремел, выполняя ту же функцию – оберегая
человека, ребенка, который играл, свистел, шумел игрушкой.
В сувенирах Светланы Лыковой мы видим современный вариант оберегов.
В них мастер сохранила древнюю традицию отпугивания всего злого.
Интересно и то, что Светлана Геннадьевна использовала в этих целях
добрых героев русских суеверий.
Тему русской народной сказки Светлана Геннадьевна ярко и по-доброму
раскрыла в персонажах «Репки», «Крошечки Хаврошечки и др.
Весело все вместе тянут-потянут свой большой урожай дед, бабка,
внучка, Жучка, кошка, мышка. Вытянули они репку, устали и присели
отдохнуть…
В этой работе мастера видна фантазия и умение использовать при
работе с глиной другие различные материалы: мех, кору дерева,
сухоцвет.
На фоне ярких, сочных красок очень естественно, натурально выглядят
пушистая меховая борода деда, чубчик кошки, засушенные полевые цветы
на пригорке из коры дерева.
Заботливое отношение к главной кормилице в доме отразила Светлана в
сюжетной работе «Крошечка Хаврошечка». Коровушка-матушка здесь
красивая, с большими голубыми глазами, пушистой рыжей челкой,
большим цветком за ухом, расписным колокольчиком на шее. Сама
девочка тоже выполнена ярко с использованием сочных красок. В голове
Хаврошечки венок из цветов, в косы вплетены алые ленты. На ней
красный сарафан в разноцветный горошек и белая рубаха с вышивкой на
рукавах. Девочка стоит босиком на полянке с белыми цветами и
обнимает свою любимицу.
Светлана Геннадьевна виртуозно владеет техникой изготовления
сувениров из глины. В фондах музея находятся одни из самых лучших ее
работ на различные темы, выполненные в традициях русских глиняных
игрушек и с введением дополнительных материалов. Во всем этом видна
уникальность, индивидуальность мастера, ее неповторимая фантазия,
жизнелюбие.
Увлечение Светланы Геннадьевны стало частью ее жизни. Отношение
художника к глиняным фигуркам делает их существование вполне
реальными и живыми – со своим характером, со своей историей и
судьбой. От них можно получать не только эстетическое удовольствие,
но и эмоциональный заряд.
Н. Честнейшина, сотрудник ВК областного
архитектурно-этнографического
и природно-ландшафтного музея-заповедника