На главную страницу

 

 

         Написать письмо:  natachest@mail.ru

                                                     

Работы мастера (посмотреть) 

ЧУДЕСА ИЗ ГЛИНЫ
 

Корни глиняной игрушки уходят далеко в прошлое, связанное с русской деревней, теплой русской печкой. Глиняную игрушку находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Лепили игрушки, отдыхая от основной работы, для детей. Позже их стали делать для продажи на ярмарках.

Этим промыслом стали заниматься целые семьи. Люди передавали основные навыки лепки и обжига из поколения в поколение. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий. Город Усть-Каменогорск богат талантами, здесь можно найти любой сувенир по желанию. В фондах ВК областного музея-заповедника находятся уникальные сувениры-игрушки, выполненные мастером прикладного искусства Лыковой Светланой Геннадьевной. Многие из них сделаны по заказу музея. Светлана Геннадьевна потомственный художник.

Она родилась на земле Восточного Казахстана, в городе Усть-Каменогорске в 1966 г. После окончания художественной школы (класс И. В. Юна) Света поступает в училище № 8. По окончании училища работает художником на заводе «Оютас».

В 2000 году увлекается изготовлением глиняной игрушки и сувениров. Светлана постоянный участник выставок музея. Глина сложный материал в процессе подготовки ее к работе, к тому же изделия из глины нуждаются в обжиге при определенной температуре. Дома у Светы стоит ученическая муфельная печь.

В ней и осуществляется обжиг фигурок, которые затем раскрашиваются и покрываются лаком.

Кроме выставок музея сувениры и игрушки Лыковой С. Г. путешествуют по миру. Туристы, приезжающие в Усть-Каменогорск с удовольствием приобретают их в качестве сувениров на память о земле Восточного Казахстана и увозят в Америку, страны Африки, Европу, Россию и т. д.

Лепка из глины не единственное увлечение Светланы. Еще в детстве открылся у нее талант к рисованию. В роду Лыковых кроме резчиков по дереву были и живописцы. Мать Светланы неплохая художница, сумела привить дочери любовь к рисованию. С 1998 года Лыкова С. Г. занимается живописью на дому (пишет портреты, пейзажи). Некоторое время в парке им. Жамбыла она выполняла портреты для всех желающих. Еще одним большим увлечением, хобби мастерицы является увлечение кошками и собаками. Некоторые питомцы стали обладателями дипломов и кубков различных выставок.

Если внимательно присмотреться к работам Мастерицы на тему животного мира, то можно увидеть с какой большой любовью относиться она к своим подопечным.

Все творения художницы из глины в фондах музея можно разделить по темам: «Русский костюм старообрядцев», «Суеверия русского народа», «Герои русских народных сказок» и т. д.

    

Тема русского костюма крестьян юга Западной Сибири конца XIX-го начала XX – го века, разрабатывалась Светланой Геннадьевной совместно с музеем с использованием фондового материала. Получились жанровые сценки, отражающие быт русского народа и в тоже время с их помощью можно проникнуть в историю керамической посуды, используемой крестьянами повсеместно с древнейших времен и до наших дней. Вот стоит первобытная женщина с глиняным горшком и с кем-то разговаривает. Она одета в шкуры, ладно по ней скроенные. Горшок имеет правильную форму, на нем нарисован цветок. Первобытную тему начала использования глиняной посуды продолжают фигурки изображающие мужчин и женщин теперь уже в крестьянских костюмах. Так «мужик с мешком» на ярмарке собрался приобрести в дом посуды, а «мужик в тулупе» пришел за тем же, но стоит и торгуется. Рядом «баба с гусем» громко предлагает всем: «Кому гуся…?».

Тут же сидит горшечник и доделывает большой горшок, сосредоточившись на своей работе. «Мужик с караваем» заботливо держит хлеб в руках. «Мужик в фартуке» - торговец на ярмарке, развел руки в разные стороны и печально наклонил голову – товар закончился. Серия женских фигурок-сувениров в праздничных костюмах старообрядцев изображает ансамбль народной песни. Движение рук, динамика, формы тела, мимика лица, детали костюма – все аккуратно до мелочей отображает мастер в своих произведениях.

«Суеверия русского народа» - одна из любимых тем в творчестве Светланы Лыковой. Эти фигурки разительно отличаются от остальных.

Выполнены они из обожженной глины и покрыты светло-коричневой краской в тон глине. Все детали костюмов, обувь, черты, лица, волосы, украшения только при помощи гравировки и налепа мастер доводит до совершенства. Именно такой способ подачи героев русских суеверий выбран, наверное, неслучайно.

Никто четко не сможет рассказать какого цвета, например, рубаха и штаны у Домового или у Лешего. Мастер передает внешний вид фигурки, опираясь только на один цвет и профессиональные навыки лепки из глины. Она не навязывает собственного мнения, а работает только на основе знаний по этой обширной теме, которые получила из книг.

Всем известен причудливый проказник Домовой. Именно таким причудливым, бородатым, верхом на свинье со збруеей и попоной, изображает его Светлана. Может показаться странным, как Домовой оказался на свинье, да еще со збруей и попоной? Но, не все так просто. Домового иногда считали не только «хозяином» дома, но и «хозяином» двора со всей живностью, которая имелась. Поэтому Домовой, сидя на свинье, по-хозяйски объезжает свои владения.

Он упитан, добротно по-крестьянски одет, причесан, борода аккуратно стрижена, свинья откормлена, на ней богатая попона – все говорит о том, что люди с Домовым живут в ладу, а в доме и по хозяйству у них все в порядке.

Другой дух русских суеверий – Дремушка или Дрема. Это, как правило, добрая старушка с ласковыми руками. Она обычно приходит к детям, поправляет им одеяло, гладит по волосам. В глине мастерица изобразила ее с подушкой в руках, в платке, длинном сарафане и рубахе. Она стоит, наклонив голову к подушке.

Всем своим видом говоря: «Пора спать!».

Летом в полдень очень жарко. А в поле во время жатвы в это время суток солнце не щадит никого. Вот и придумали наши предки, что ходит по полосам ржи красивая высокая девушка Полудница или Полуденка и если кто в самый жаркий полдень работает, того берет за голову и начинает вертеть, пока не натрудит шею до жгучей боли. Лыкова Светлана изображает девушку Полуденку плотного телосложения в длинном цветастом сарафане, который развевается на ветру и рубахе.

На шее бусы, которые съехали набок. На голове платок, который опустился от ветра. Две толстые косы оттягивают голову назад. Полуденка стоит бодбоченясь и смотрит: «Кто тут еще работает?».

Важную деталь не упускает Светлана при изготовлении своих сувениров. Некоторые, когда позволяют размер и форма, она выполняет в виде колокольчика с маленьким глиняным язычком. Таким образом, сама фигурка при этом выполняется полой. Это Полудница, Дрема и некоторые другие сувениры.

Если игрушку наклонять в разные стороны, то раздается приятный «звон».

Все это тоже неслучайно. Обратим внимание, что глиняная игрушка в России повсеместно была свистулькой. Свист, по видимому, был призван отогнать, «испугать» нечисть. Берестяной шаркунок, например, наполнялся горохом и гремел, выполняя ту же функцию – оберегая человека, ребенка, который играл, свистел, шумел игрушкой.

В сувенирах Светланы Лыковой мы видим современный вариант оберегов. В них мастер сохранила древнюю традицию отпугивания всего злого.

Интересно и то, что Светлана Геннадьевна использовала в этих целях добрых героев русских суеверий. Тему русской народной сказки Светлана Геннадьевна ярко и по-доброму раскрыла в персонажах «Репки», «Крошечки Хаврошечки и др.  Весело все вместе тянут-потянут свой большой урожай дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка. Вытянули они репку, устали и присели отдохнуть…

В этой работе мастера видна фантазия и умение использовать при работе с глиной другие различные материалы: мех, кору дерева, сухоцвет.

На фоне ярких, сочных красок очень естественно, натурально выглядят пушистая меховая борода деда, чубчик кошки, засушенные полевые цветы на пригорке из коры дерева.

Заботливое отношение к главной кормилице в доме отразила Светлана в сюжетной работе «Крошечка Хаврошечка». Коровушка-матушка здесь красивая, с большими голубыми глазами, пушистой рыжей челкой, большим цветком за ухом, расписным колокольчиком на шее. Сама девочка тоже выполнена ярко с использованием сочных красок. В голове Хаврошечки венок из цветов, в косы вплетены алые ленты. На ней красный сарафан в разноцветный горошек и белая рубаха с вышивкой на рукавах. Девочка стоит босиком на полянке с белыми цветами и обнимает свою любимицу.

Светлана Геннадьевна виртуозно владеет техникой изготовления сувениров из глины. В фондах музея находятся одни из самых лучших ее работ на различные темы, выполненные в традициях русских глиняных игрушек и с введением дополнительных материалов. Во всем этом видна уникальность, индивидуальность мастера, ее неповторимая фантазия, жизнелюбие.

Увлечение Светланы Геннадьевны стало частью ее жизни. Отношение художника к глиняным фигуркам делает их существование вполне реальными и живыми – со своим характером, со своей историей и судьбой. От них можно получать не только эстетическое удовольствие, но и эмоциональный заряд.
 

Н. Честнейшина, сотрудник ВК областного архитектурно-этнографического

и природно-ландшафтного музея-заповедника