На главную страницу

 

Музей как открытие

 

В ГОРОДЕ ПРОХОДИТ ФЕСТИВАЛЬ

 

В Усть-Каменогорске - грандиозное событие! Начался III региональный Центрально-Азиатский фестиваль «Открытая Азия - Открытый музей», в котором принимают участие около 70 музейных специалистов из четырёх стран: Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана, а также эксперты из России и Сербии. В его рамках проходит также профессиональный конкурс.

Это первая такого высокого уровня научная практика на территории Восточного Казахстана, когда именно музейные работники рассматривают интересные и социально-значимые проекты. Уже до начала форума было представлено около 40 докладов. К примеру, Анна Басанова из музея музыкальных инструментов г. Душанбе расскажет о том, как создать в маленьком частном музее инструментов интерактивную среду, оживить музейное пространство и сделать так, чтобы оно зазвучало всеми теми инструментами, которые представлены в коллекции.

- Проект «Собери свой звук» уже реализован, и пошла производная деятельность. У нас в городе обнаружилась ещё и проблема в образовании в связи с нехваткой преподавателей музыки, и часть функций образовательной школы нам предложили взять на себя. Думаем, как это сделать, - рассказывает Анна в стилизованном под современность таджикском платье. Авторы лучших презентаций, с учётом критериев посещаемости музея, ответной реакции в СМИ и других, будут премированы путёвками в лучшие музеи Европы, наиболее интересные будут отмечены дипломами и ценными подарками. Имена победителей в номинациях «Музейная экспозиция», «Музейное событие», «Социальный сервис» будут известны в конце третьего дня фестиваля, т.е. вечером 25 мая.

- Когда конкурс, человек начинает критически относиться к тому, что он делает. К сожалению, мы все живём в маленьких городах, и нам кажется, что мы очень хорошо, супер что-то делаем, но истинное значение может быть не таким. В итоге мы развиваемся, видим опыт других, перенимаем, все ещё знакомятся между собой и в результате этого появляется новые выставки, проекты. Это самая главная ценность таких событий. Ещё это - наше желание, чтобы энтузиасты своего дела по­лучили признание, - говорит один из организаторов фестиваля, замдиректора «Дешт-и-Арт Центр» Гульдана Сафарова.

   

Местом проведения форума выбран областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник. Участники успели оценить его на очень высоком уровне. Эксперт из Сербии, искусствовед, профессор музеологии Ирина Суботич говорит о фактическом отсутствии аналогов в мире.

- Этот музей, можно сказать, дело одного человека, который имеет 500 сотрудников, - Николая Алексеевича Зайцева. Это очень хороший пример не только для Казахстана, Центральной Азии, я бы сказала для всех тех, кто считает музей значительным фактором в жизни. А я всю жизнь работа­ла в музее, и считаю, что он должен быть как школа и семья, где все учатся, хорошо чувствуют себя и могут хорошо и приятно провести время. Аналоги есть, когда музеи играют значительную роль в жиз­ни общества, но я нигде не видела, чтобы музей был настолько расширен и решал бы социальные проблемы.

По словам же самого инициатора создания такого музея под открытым небом Николая Зайцева, в мировой практике очень мало примеров, чтобы музей был на природе в синтезе с архитектурой, этнографией, ботаническим садом, зоопарком и мог работать на пользу людям. Буквально сегодня этот уникальный проект будет рассмотрен на фестивале. Участник конкурса Николай Зайцев выступает с его презентацией на тему «Приспособление окружающей среды к музейным объектам».

 - Каждый музейщик сталкивается с проблемой посещаемости. Музеи, чего греха таить, являются полукамерными, пришёл человек - хорошо, не пришёл - что поделаешь, такова жизнь. Поэтому каждый как может изворачивается, к примеру, проводит выставки, это разово - посетили и забыли, - рассказывает Николай Алек­сеевич.

 - В Алматы музеи еще посещают летом, а в периферийных городах -нет. В день может быть до 10 -15. Это не работает для человека. А здесь в день до 700 человек в будние дни, в выходные -2, 5 -3 тыся­чи. Получается, что музеи в помещениях работают с нагрузкой в зимнее время, а этот — в летнее.

Таким образом, в среднем - 700 посещений в день, это очень много для такого города, как наш, тем более, что он не туристический. Фестиваль «Открытая Азия - Открытый музей» проходит третий раз с периодичностью 1 раз в два-три года. Но сами работники музеев считают, что их надо практиковать чаще, ведь они работают обособленно, каждый в своём соку. И чем больше они будут встречаться, обогащаться опытом других, музеи будут лучше.

Роза Кунаргажина. 2012 год.

Вот музей для людей

 

Архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник ВКО получил признание в Центрально-Азиатском регионе, а его руководитель Николай Зайцев стал обладателем Гран-при третьего регио­нального фестиваля «Открытая Азия - Открытый Музей» - за масштаб воплощения «музея без границ», энергию созидания и человеколюбие.

О значимости и престиже такой награды позволяет судить уровень форума, проводимого Центром современной культуры «Деш-и-Арт» в рамках проекта по развитию му­зеев Центральной Азии «MUSEUMcтaн».

  Сегодня это, пожалуй, единственный высоко­профессиональный  и авторитетный фестиваль музейных специалистов всего Центрально-Азиатского региона, в рамках которого происходит обмен опытом, знакомство с инновационной практикой музеев Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, а также разных регионов Казахстана.

-  Место проведения треть его по счету фестиваля было выбрано неслучайно, - говорит Лариса Плетникова, куратор фестиваля и проекта «MUSEUMcтaн», директор Центра современной культуры    Деш-и-Арт     (Караганда). -   Усть-Каменогорский музей-заповедник - яркое явление в музейной среде Казахстана.

Коллегам из других регионов республики, а также из стран    Центрально-Азиатского региона было весьма интересно познакомиться с накопленным опытом работы музейных сотрудников Восточного Казахстана, их необычными проектами.

Показывая, обучаем

Одержать победу нашему музею-заповеднику было нелегко. На протяжении трех дней в большой юрте Левобережного комплекса музейные специалисты со всей Центральной Азии презентовали свои креативные проекты.

Кто-то исходил из применения в музейной сфере новых технологий. А кто-то предлагал необычные подходы к экспонированию.

Проект, представленный Ольгой Карпушенко, ассистентом-менеджером по искусству и культуре Британского Совета в Алматы, под названием «Модернизация музеев» основывался на трех составляющих: популяризации культурного наследия, развитии туризма и триязычии.

Для формирования у иностранных туристов представления о казахстанских музеях Британским Советом был создан вебсайт, содержащий информацию о 30 музеях-участниках проекта. Издаются и распространяются брошюры на трех языках: русском, казахском, английском.

Необычную подачу в экспонировании предложила Анна Басанова, координатор общественного фонда «Душанбе Арт Граунд», музея музыкальных инструментов им. Гурминджа (Таджикистан).

-  Идея нашего проекта «Собери свой звук», - делится Анна, -   состоит   в    использовании музыкальных  инструментов-трансформеров,   которые   любой желающий посетитель может разобрать, собрать, а после и помузицировать.

Знакомясь с проектами, поражаешься фантазии и выдумке музейных специалистов. Какие только формы они не используют в своей работает с посетителями, чтобы укрепить интерес к музею. Это и «Трамвай-музей» Павлодарского      областного   музея   литературы и искусства им. Бухаржырау, и «Музей на колесах» Государственного музея искусств им. И. В. Савицкого (Узбекистан).

   

Современные музеи перестают быть просто местом хранения экспонатов, архивом историко-культурного наследия. Они становятся действующим социальным институтом, который идет навстречу по­требностям общества.

Так, сотрудники музея искусств имени Г. Айтиева (Кыргызстан, Бишкек), в рамках детского образовательного проекта «Валяй! Валяй!», обучали ребятишек ремеслу изготовления войлока, изделий из него, привнося в занятия и элементы общеобразовательной школьной программы.

А сотрудники Хатлонского областного историко-краеведческого музея города Кургонтеппа (Таджикистан), обеспокоенные детским травматизмом и смертностью на дорогах, создали совместно с ГАИ программу «Регулируемый перекресток».

Пастила прошлого

Почерпнуть новые для себя идеи участники фестиваля так­же могли во время презентации проектов внеконкурсной программы. С российским опытом поделился, например, Александр Артамонов, эксперт творческой проектной группы «Музейные решения» (Москва).

О том, как можно в тесных экспозиционных площадях открыть музей, он рассказал на примере «Страны Гайдарики». Музей был создан в чердачном помещении одного из зданий Санкт-Петербурга. Его направление - знакомство юных посетителей с миром детства 1930-х годов. На восьми-девятиквадратных метрах размести­лась коллекция вещей и...портативные компьютеры, через которые можно услышать воспоминания людей той эпохи.

В качестве музея, добившегося коммерческого успеха, Александр Артамонов привел Музей пастилы или Музей исчезнувшего вкуса, расположен­ный в одном купеческом доме в Коломне. Чтобы попасть в него, необходимо   записываться   за три-четыре месяца вперед. Зато столь длительное и томительное ожидание стоит того: по словам Александра Алексеевича, посетителей усаживают за стол, угощают ароматным чаем, пастилой, приготовленной по старинным рецептам, и развлекают рассказами об увлекательных историях, в основу которых легли архивные письма владельцев купеческого дома.

 

Открытая Азия
 

Вместе с тем, по словам Александра Артамонова, выступившего на фестивале в качестве члена жюри, у музеев России и стран Центрально-Азиатского региона есть много общего.

- Как и у вас, в России музейное сообщество развивается крайне неравномерно, - делится эксперт.

- Существует огромный разрыв между музеями, которые составляют национальное достояние и, соответственно, хорошо финансируются, и остальными музеями, которые находятся на стадии выживания. В этом плане у нас с вами много общих проблем, и нам есть над чем подумать, чтобы найти подходы к их решению.

   

Особенность музеев Центрально-Азиатского региона, которая, с одной стороны, придает им своеобразие, а с другой - мешает им развиваться дальше, отметила Ирина Суботич, профессор Академии искусств и университета искусств в Белграде, вице-президент и член Совета международной европейской организации по куль­турному наследию Europa Nostra. Она назвала такие причины. Недостаточно развиты международные связи музеев. Их обособленность зачастую объясняется отсутствием знания языков у музейных сотрудников,   -   говорит   Ирина.

-  Центральная Азия не должна оставаться  закрытой.   Музеям необходимо  активнее  принимать участие в международных конгрессах, семинарах.

Отрадно отметить, что современная музеология этого крупного региона ориентирована на развитие социальной роли. То, что мы видели в Усть-Каменогорске, в музее-заповеднике Николая Зайцева, меня приятно удивило. Это музей для людей, для красивой жизни! Я думаю, что такую позицию должны занимать все музеи.

- Как вы оцениваете уровень музеев в Центральной Азии, в частности в Казахстане?

- спрашиваю Ирину Суботич.

- Казахстан - одна из самых богатых больших стран. И это видно через призму ее музеев. Музеями Казахстана сегодня ведется серьезная работа.

Многие проекты актуальны и современны. Вместе с тем, музеям всего    Центрально-Азиатского региона еще надо много рабо­тать над тем, чтобы люди поняли их значимость и ценность, -ответила она.

Дверь во вчера

Насущные проблемы музейного сообщества Центральной Азии обсуждались участниками фестиваля по завершении программы презентаций. Проект «MUSEUMcтaн», в рамках которого и проводился фестиваль «Открытая Азия -Открытый Музей», в этом году подходит к своему завершению. А это значит, что музейным специалистам придется уже самостоятельно искать средства для проведения обучающих семинаров, фестивалей. Участники предлагали различные идеи: создать инициативную группу, ассоциацию музейных специалистов либо какой-то общественный фонд. И эта своеобразная площадка должна представлять не только музейных специалистов, но и тех, кто каким-то образом, прямо или косвенно, имеет отношение к этой сфере: художников, дизайнеров, архитекторов, представителей деловых кругов, меценатов.

       

-   Многое   было   сделано    за     время     проекта «MUSEUMcтaн», - отметила Лариса Плетникова, куратор.

- Сформировалось активное   ядро   музейных специалистов, которые    хотят работать  по-новому и готовы взять на себя ответственность.

Замечательно, если   эта   инициатива   будет кем-то  подхвачена...

На мажорной ноте - награждении дипломантов, обладателей Гран-при конкурса проектов завершился фестиваль.

...Еще одним немаловажным событием в рамках симпозиума стало награждение нашего музея-заповедника музейным «Оскаром» в виде серебряного есика (двери).

- У каждого музея есть своя дверь в историческое прошлое, свой символ, отражающий культурный бренд территории расположения, - говорит Галия Файзуллина, старший науч­ный сотрудник Государствен­ного историко-культурного заповедника-музея «Иссык» (г. Есик).

- У нашего музея - это Иссыкский курган, а у вашего - Берельские, Чиликтинские курганы. Ваш музей стал первым, кто получил такую награду за вклад в развитие музеев Казахстана.

Мы надеемся, что совместно с восточно-казахстанскими коллегами станем организаторами нового конкурса в Казахстане, на котором будут вручаться подобные «Оскары» за достижения в музейном деле. Это дополнительно подвигнет остальных наших коллег из других регионов республики к налаживанию взаимного культурологического обмена и сотрудничества.

Дарья Шавлева. Фото Алексея Мазницина. 2012 год.