На главную страницу                                                                                                                                                                                          Сегодня: год       

 

 

Прощай, небо!

В левобережном парке появился музей списанной авиатехники

 

На своеобразном аэродроме возле строящейся мечети уже стоят три машины: самолеты АН-2, ЯК-40 и вертолет МИ-4.  Списанная техника пока находится в

 неприглядном виде. Но, по словам директора левобережного комплекса Николая Зайцева, к Дню города крылатые машины приведут в порядок.

А на небольшом аэродроме организуют экспозицию, иллюстрирующую историю казахстанской авиации. Николай Зайцев пообещал, что посетителей необычного музея даже будут пускать внутрь самолетов. Идею обзавестись авиатехникой директор левобережного парка вынашивал давно. И даже договорился с аэропортом, где хранились списанные самолеты и вертолет. Но серьезной проблемой стала перевозка объемных машин.

 - К счастью, удалось уладить все формальности. Самолеты перевозились в разобранном виде. С большим трудом, но нам удалось это сделать, - сказал Николай Алексеевич в интервью журналисту "МГ". Весьма интересна история этой авиатехники. Как рассказал Николай Зайцев, старый оранжево-синий МИ-4 раньше был в составе авиапарка Министерства по чрезвычайным ситуациям и использовался в санитарной авиации Восточного Казахстана. Благодаря этому "старичку" спасено немало жизней. Потертый ЯК-40 выполнял пассажирские рейсы не только по нашей области, но и по республике. Дряхлый АН-2 сменил несколько "специальностей": служил почтальоном, работал во благо сельского хозяйства, перевозил пассажиров.

   

Из трех машин АН-2, больше известный как "кукурузник", выглядит хуже всех. Обшивка машины во многих местах облезла, перкаль (материал, который использовался при создании крыльев) сильно обветшал. Некоторых стекол нет, колеса сдуты. ЯК-40 за свой короткий фюзеляж и дымный выхлоп получивший среди авиаторов прозвище "окурок", выглядит гораздо презентабельнее, не считая того, что пока лежит "на пузе". Николай Зайцев уверен, что к 30 августа все работы по реконструкции будут уже завершены. Сотрудники парка постараются сделать все, чтобы в День города посетители могли лицезреть не только внешний вид авиастаричков, но и заглянуть в кабину. Единственное, Николай Алексеевич убедительно просит горожан до окончания работ по реконструкции набраться терпения и пока не подходить к самолетам близко. И тем более не позволять детям забираться на них - это может быть небезопасно.
 

Ирина КИРИЛЮК

Есть ли жизнь на земле?

 

Три ветерана отечественной авиации - вертолет Ми-4, биплан Ан-2 и пассажирский Як-40 - встречают теперь посетителей Левобережного комплекса ВК Областного архитектурно-этнографического музея-заповедника со стороны главного входа.

Достойно и добросовестно послужив в 50 - 80-е годы XX века народному хозяйству страны сначала по основной своей профессии - перевозке грузов и людей на местных авиалиниях, а затем «на подсобных работах» и в частных хозяйствах, они должны были разделить судьбу большинства своих ровесников и почить на свалке. Но вот именно этим «старичкам» повезло: их жизнь продлила новая авиавыставка в Этнопарке. Разными «коридорами» приземлились эти машины на вечную стоянку. Краснобокий вертолет последние десять лет дорабатывал, служа в авиаотряде МЧС ВКО. «Очень не хотели мы его отдавать, - признается признается командир авиаотряда Виктор Губарев, - Хотели оставить у себя, поставить как памятник.

Делов том, что это уникальный экземпляр: этих машин в СНГ уже не осталось вообще». АН-2 и ЯК-40 в свое время «предпочли» сменить государственную службу на коммерческую и в музей попали из частных рук. Отшумели ветры, обдувающие их фезюляжи, замерли тяжелые лопасти пропеллеров.

Стало слишком высоким и недоступным когда-то дружественное небо. Рожденные летать теперь привыкают новой своей профессии - экспонат наземной выставки.

И все, что им осталось - гордо иллюстрировать одну из славных страниц Аэрофлота. Из «досье» экспонатов авиавыставки: ЯК-40. Первый в мире реактивный самолет для региональных авиалиний с тремя турбореактивными двигателями. Был разработан в ОКБ имени А.С.Яковлевым и серийно выпускался с 1967 по 1981 год на Саратовском авиазаводе. Всего было выпущено 1011 самолетов, из которых 125 поставлено на экспорт в 18 стран мира.

Сочетающий в себе комфорт и надежность, по праву считался одним из лучших самолетов страны. Имел модификации ЯК-40 «Солон» с пассажирским салоном II класса на 20 мест и ЯК-40 «Фобос» - летающая лаборатория, в том числе - многоцелевая метеолаборатория. Современное навигационное оборудование позволяло совершать полеты при самых неблагоприятных метеоусловиях в любое время суток, а технические характеристики позволяли использовать его с грунтовых взлетно-посадочных полос и взлет с высокогорных аэродромов.

Экипаж - 2-3 человека, крейсерская скорость - 470 км/ч, высота полета - до 7000 м, дальность полета - 1800 км, максимальная коммерческая загрузка - 2720 кг, расход авиатоплива 1,15 тонн/час.

АН-2. Многоцелевой самолет-биплан. Крейсерская скорость - 185 км/ч; Дальность полета - 2000 км; Вместимость и грузоподъемность - 12 пассажиров или 1300 кг груза.

Первый серийный самолет поднялся в небо в 1949 году. Использовался в вооруженных силах, пограничных войсках, для подготовки летчиков и парашютистов, в системе аэроклубов, в сельском и лесном хозяйстве, в геологоразведке, аэрофотосъемке, для оказания медпомощи в труднодоступных районах.

В 17 странах эксплуатируется до сих пор. МИ-4. (По классификации НАТО - Hound - «Гончая») - многоцелевой советский вертолет, разработанный ОБК имени М.Л.Миля в начале 50-х годов XX века. Уже в 1954 году с 36 вертолетов был высажен десант с автомобилями и легкой артиллерией.

Серийно производились в 1953-66 годы на вертолетном заводе в Казане, где построено 3200 вертолетов, из которых более 700 поставлены за рубеж.

Около 100 штук получила Индия, применившая МИ-4 в декабре 1961 года при захвате португальского колониального анклава Гоа.

На МИ-4 установлено 8 мировых рекордов (подъем груза массой 2 т на высоту 6017 м и массой 1 т на высоту 7575 м, и другие). Диплом и золотая медаль на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе. В 1955 году на двух вертолетах МИ-4 был совершен перелет Москва - полярная станция «Северный полюс-5» протяженностью более 5000 км.

Единственный модифицированный экземпляр сохранился в Рижском музее авиации. Диаметр главного винта - 21 м, длина фезюляжа - 26 м 80 см, масса (пустого) - 5100 кг, дальность полета с максимальным запасом топлива - 500 км, практический потолок - 5500 м, экипаж - 1-2 человека, полезная нагрузка - 12-16 солдат или 8 больных на носилках плюс 1 сопровождающий, или 1200-1500 кг груза.

 

Владимир Щеглов.

 

Вверх