На главную страницу


 

 

ИКОНЫ СУЗУНСКОГО ПИСЬМА

 

"Икона может быть мастерства высокого и невысокого, но в основе ее непременно лежит подлинное восприятие потустороннего, подлинный духовный опыт".
 

Философ Павел Флоренский

Историческая справка

 Сузун - крупное село Томской губернии Барнаульского округа; жителей - 3820, базар с постоянными лавками и магазинами, ярмарка с оборотом до 150 тысяч; склады вина, хлеба и других товаров, горнозаводская и начальная школы, больница. Основной "достопримечательностью" Сузуна был серебро-свинцовый, медно-плавильный завод для чеканки медной монеты, основанный в 1764 году.

На нем работали крестьяне, приписанные к заводу, и работавшие там в счет подушной подати. Большое количество беднейшего населения и в то же время наличие в Сузуне грамотных людей создало предпосылки для возникновения иконописного ремесла. А ежегодные Сузунские и Никольские ярмарки предоставляли удобное место сбыта этой особенной "продукции", где крестьянские мастера-иконописцы нередко продавали ("променивали в народ") свои изделия.

Значительное расстояние от центра, отсутствие на местах профессиональных мастеров - все это привело к тому, что спрос на сибирскую икону обычно превышал предложения. Это явилось одной из причин появления в народной среде своих мастеров-умельцев. Кому-то из них удавалось найти хорошего учителя, а кто-то писал по наитию, используя лишь Богом данное уменье. Поэтому народные иконы зачастую кажутся нам "примитивными", с элементами фольклора.

Сегодня Сузун - поселок городского типа, центр Сузунского района Новосибирской области.О сибирских иконах написано немного. Вплоть до 70-х годов ХХ века искусствоведы обходили их своим вниманием, считая технику и стиль написания не особо ценными. И иконы эти долгое время отлеживались на музейных полках, привлекая внимание лишь музейщиков и историков.

И только в конце ХХ столетия стали появляться публикации, лидером среди которых можно назвать исследования Н.Г. Велижаниной.

Научный сотрудник Новосибирской картинной галереи Н.Г. Велижанина побывала в Усть-Каменогорске и ознакомилась с коллекцией икон из фондов областного этнографического музея, где сразу отметила наличие сибирской иконы и икон сузунского письма.

Мы предлагаем читателю заглянуть в святая святых музея - фондохранилище - и познакомиться с коллекцией, которую по праву относят к "особо ценному" фонду. Это деревянные иконы (более 300 единиц хранения), выполненные в технике темперной живописи. Они и будут предметом нашего разговора.

Практически вся коллекция была собрана на территории Восточно-Казахстанской области в ходе научных экспедиций музея в 70-80 годах ХХ века.

Многие из этих икон были, как самое ценное, привезены с собой старообрядцами и переселенцами, кое-что уже позже, в конце ХIХ-начале ХХ века приобретено на знаменитых ежегодных Сузунских ярмарках, а некоторые, возможно, заказывались конкретному мастеру. Кто были эти мастера, где они работали?

В ходе исследований Велижанина выделяет двух сибирских мастеров-иконописцев. Один из них, талантливый мастер образов Богоматери, остался безымянным, а второй известен сегодня по имени - это Иван Васильевич Крестьяников (1858-1941 гг.). Старожилы рассказывают, что он носил по деревням иконы для продажи. Его работы хранятся сегодня в Новосибирской картинной галерее, Новокузнецком художественном музее, и мы можем с гордостью добавить - в этнографическом музее Усть-Каменогорска.

Следует отметить, что утверждения относительно авторства икон лишь предположение, так как по исстари установленным правилам иконописец свою работу не подписывал - считалось, что ангелы пишут за мастера. Но по стилистике и манере написания, колориту иконы, ряду определенных признаков можно сделать вывод, что они принадлежат кисти одного иконописца, а именно Крестьяникова или его учеников. Все иконы мастеров школы Крестьяникова отличаются неповторимым рисунком лица, особенно глаз и бровей. И еще одна особенность его работ - декоративность колорита.

Цвета на его иконах резко контрастируют друг с другом. Так, в одной иконе Спаса Вседержителя фигура написана на темно-красном фоне, хитон - оранжево-красный, гиматий - зелено-синий. В другом случае - на черном фоне у Спаса зеленые нимб и хитон, а гиматий оранжево-красный.

В фондах этнографического музея хранятся 10 икон с признаками сузунского письма. Это образы Николы, Пантелеймона, Спаса, Богоматери, "Троеручица" и "Утоли моя печали". У Крестьяникова довольно часто повторяются образы Спаса и Николы. Это его излюбленные иконографические типы. В музейной коллекции числится две иконы с изображением Спаса и три иконы Николы.

Образы Спаса очень похожи друг на друга. Сразу видна рука одного мастера с признаками сузунского письма: длинные брови, пересекающие виски; рисунок нижних век - две полудуги, напоминающие треугольник; в изображении носа - левое крыло заметно меньше правого; хитон Спаса украшен стилизованным цветочным орнаментом; фон - двойник; широкие полосы двойной опуши черного и оранжево-красного цветов. Иконы датируются концом ХIХ-началом ХХ веков и по стилистике написания принадлежат к группе икон переходного типа Крестьяникова. Из общей музейной коллекции можно выделить три иконы сибирского письма с изображением Николы Чудотворца.

Все три образа относятся к поздним работам Крестьяникова или его учеников, о чем свидетельствуют погрудные изображения Спаса и Богоматери по обе стороны от головы святого. Наиболее интересна икона с фоном черного цвета, с зеленым нимбом святого и оранжево-красной фелонью, украшенной стилизованным цветочным орнаментом. Колорит иконы выдержан в стиле острых контрастных цветовых пятен.

Другая группа икон изображает великомученика Пантелеймона. Этот святой не так известен, поэтому позволим себе сказать о нем несколько подробнее.

Святой Пантелеймон Всемилостивый, живший в III веке, прозван так за милосердие свое. Согласно легенде, он был врачом, но приняв христианство, раздал имущество бедным и врачевал безвозмездно. По доносу был схвачен и казнен в 309 году. В народе считается целителем, покровителей врачей.

До ХIХ века иконы с его изображением встречались довольно редко. Интерес к нему усиливается только в последней трети ХIХ века, когда его стали прославлять как бесплатного врача, лечившего больных именем Господа Бога. В музейной коллекции хранятся три иконы с образом Пантелеймона, одну из них можно отнести к работам сузунского мастера. Фон - темный, почти черный. Узкая полоса красной опуши. Яркими пятнами выделяются красный хитон, нимб зеленого цвета.

В руках у святого традиционные дарохранительница и лжица. Если мы говорим, что мастер никогда не подписывал свою работу, и иконы с автографом встречаются редко, то кому предназначался данный образ, мы порой можем уточнить. И этими сведениями с нами делится сама икона.

Например, на оборотной стороне доски с образом святого Пантелеймона процарапан острым предметом текст следующего содержания: "ЛЕКМОРТОВО ПОФАТЕР КОНДРАТИЮ ИВАНОВУ... ПОНТЕЛЕМАНА 20 КО...". По определению Велижаниной, икона была писана одним из учеников Крестьяникова.

В фондах музея имеются две богородичные иконы, авторство которых можно отнести Крестьяникову либо его ученикам.

А возможно, автором этих работ является тот самый сибирский мастер Богородиц, о котором говорит Велижанина в своей статье "Народные иконы Новосибирской области из Новосибирской картинной галереи". "Утоли моя печали" - так называется один из образов Богоматери, увидев которую Велижанина сделала вывод - работа Крестьяникова. Наиболее ранние сведения об этой иконе относятся к 1640 году, когда казаки принесли ее в Москву.

"Утешительное" назначение звучит в самом наименовании сюжета. Почитание иконы и распространение ее списков приходится на вторую половину ХIХ века. Фонды нашего музея располагают подобной иконой. Среди работ сузунских мастеров можно выделить еще одну группу икон, близко стоящих друг к другу по стилистике.

Имя мастера неизвестно, но все эти иконы объединяет ряд общих признаков: фон - красноватая позолота либо двойник; опушь из двух широких полос красноватого и черного цвета. Для этих икон особенно характерна стилистика "примитива".

В коллекции музея хранятся подобные иконы с такими сложными композициями, как "Огненное восхождение Илии", "Чудо Георгия о змия", "Архангел Михаил Воевода". Рисунок лаконичен. Цвет декоративный (черный, зеленый, оранжево-красный).

Искусствоведом Новокузнецкого художественного музея Т.А. Бычковой высказано предположение, что народные иконы Сибири были написаны иконописцами двух мастерских. Одна находилась при женском Николаевском монастыре на Алтае (1880-1917 гг.), а вторая - в Центральном миссионерском училище в Улале (1885-?). "Очень активной была мастерская в женском Николаевском монастыре. Три сестры монастыря были отправлены для обучения в Серафимо-Понетаевский монастырь...

Одна из них скончалась, а две возвратились и обучают сему искусству до 20 сестер..."  Одним из подтверждений гипотезы Т.А. Бычковой может быть народная икона из фондов музея "Огненное восхождение Илии", начала ХIХ в. У иконы яркий колорит, где преобладает оранжевые, зеленые и голубые тона.

Она попала в музей от Черновой Е.Ф., уроженки Алтайского края, Угловского района. Этой иконой невеста была благословлена в день свадьбы.

Музейным сотрудникам известно, что в домах устькаменогорцев хранится немало "богатств". Надеемся, что данная публикация вызовет интерес у жителей города и у них появится желание поделиться с музеем своими "сокровищами", чтобы будущие поколения смогли познакомиться с тем ценным и святым, что испокон веков хранилось и почиталось в народе.

Нина КРУТОВА
областной этнографический музей

Вверх