На главную страницу

 

 

 

ПРОМЫСЛЫ СТАРООБРЯДЦЕВ





Расселение старообрядцев по свободным землям Южного Алтая проходило по глухим местам на реках Бухтарме, Ульбе, Убе и их притоках. Отгороженность от внешнего мира, своеобразный бытовой уклад заставляли долгое время сохранять полную натурализацию хозяйства. Обустройство на новом месте требовало от старообрядцев больших усилий, чтобы обеспечить себя всем необходимым: жильем, хозяйственными постройками, продуктами питания, одеждой.

Все это заставляло старообрядцев заниматься различными промыслами - пчеловодством, охотой, ткачеством, гончарством, бондарным, плотницким делом и другими.
 

Охота
 

Заселенные старообрядцами таежные места были богаты пушными зверями. Охотники добывали колонка, горностая, соболя, выдру, лису и других.

Для мяса охотились на косуль, лося, медведя. Мясо зайцев, как вспоминают старожилы, в пищу не употребляли. Оно шло для корма собак.

На мясо шла боровая птица - глухари, тетерева, рябчики, а также перелетные птицы - утки, гуси и другие. Охота велась в свободное от землепашества время, в основном, зимой.
Почти каждая семья имела свои заимки или пасеки. Охотиться приходилось по несколько недель, поэтому пасеки и заимки служили местами ночлега охотников. У каждого из них был свой "обход", т.е. участок охоты. Как правило, другие охотники на чужую территорию не посягали. Орудиями ловли мелкого пушного зверя были капканы, сделанные местными кузнецами. Также использовались силки, кулемы. Устройство кулема было следующим. Срубали два бревна диаметром 20-22 см, связывали их между собой прутьями дикой акации (гороховенника). По обеим сторонам бревен вбивали колышки почти вплотную друг к другу.
Между бревнами пропускали крепкую нитку (дратву), за которую привязывали деревянную плашку, удерживающую бревна на весу.  Когда зверек подходил к плашке, то нитка не давала ему пролезть вглубь под бревна. Он нитку перегрызал и бревна падали. Зверек оказывался в ловушке. Для охоты на боровую птицу использовали ружья - берданы с затвором. Для подманивания птиц изготавливались свистки, называемые "манкоми". Добытая пушнина служила для пошива одежды, рукавиц, теплых чулков, а также ее обменивали на охотничьи припасы.

 

Рыболовство



Достаточно большую долю в питании старообрядцев составляла рыба. Она употреблялась в соленом, вяленом, сушеном, вареном или жареном виде.

Добывали рыбу различными способами - сетями, мордочками, кололи острогами. Сети плели из тонко пряденых ниток. Размер ячейки сети был от двух до десяти сантиметров. Сети ставили в тихих заводях, озерах и на плесах. Мордочки плели из тонких ивовых прутьев. Для основы использовались черемуховые черенки диаметром 2-3 см.

Форма мордочки была или округлая, или прямоугольная. Округлые мордочки ставили обычно в глубоких местах "на мязь", т.е. в задней части мордочки помещали приманку из теста или жмыха. Прямоугольные мордочки использовали для ловли рыбы "запорами". На перекатах или протоках через всю речку забивали колья, к которым со стороны течения ставили "жельнины". Это такое изделие из тонких ивовых прутьев, сплетенных между собой горизонтально.

В одном или двух местах оставляли место для мордочки. Рыба, двигаясь против течения, находила свободный проход и заходила в мордочки. В реках нашего края водились чебаки, окуни, щуки, налимы, таймени, хариусы и другая рыба. В целях сохранения молоди, жельнины плели редкими, т.е. оставляли 2-3 см между прутьями для свободного прохода молоди. В период нереста рыбы всякий лов прекращали.
 

 

Пчеловодство



Хорошим подспорьем для старообрядцев было разведение и содержание пчел. От них получали мед и воск. Мед употребляли в натуральном виде, добавляли в квас, изготавливали медовуху, пекли пряники и сдобу. Первоначально, пчел содержали в долбленых колодах. Пойманный в лесу рой помещали в долбленую колоду, и он развивался сам по себе. В конце лета пчелиные соты выламывали, оставляя меда столько, сколько необходимо было для перезимовки пчелам.

Долбленый улей (колода) изготавливался из толстого дерева (обычно пихты). Внутреннюю часть дерева выбирали топором и стенки гладко обрабатывали теслом. Вверху изготавливали крышку, которая плотно прилегала к краям улья (для сохранения тепла). В нижней части проделывали отверстия, служившие для лета пчел. Распространены были два вида ульев - дуплянки (сделанные из дупла дерева) и долбленые. Дерево выбиралось от 36 см и толще. В середине ХХ века появился дощатый улей - дядан-рамочный.
 

    

 

При откачивании меда получали срезные восковые "блинчики", которые помещали в какую-нибудь посуду, и после стекания меда их клали на просушку и вытапливали воск. Это делалось в чугунах или корчагах на слабом огне. Воск сливали в деревянные формы, где он застывал. Место, где стояли пчелы на пасеке, называлось "постовка" или "тачок". На пасеке обычно было от 7-ми до 100 пчелосемей. Большее количество пчелосемей не ставили, потому что могло быть недостаточно взятка, т.е. корма для пчел и товарного меда. На зиму пчел заносили в омшанник (место зимовки пчел) и ставили на настилы в 2-3 яруса. Омшанники, чтобы сохранить нормальную температуру, были полуземлянками с тамбуром и двойной дверью.

В апреле, когда температура воздуха достигала 10-12 градусов тепла, пчел выставляли на постовку (место стоянки пчел). Ульи внутри очищали от подмора, утепляли. При необходимости добавляли корма. За весенний период пчелы развиваются, и к концу мая начинает выходить рой. В народе говорят, что Никола без роя обедать не садится (22 мая).
 

Ткачество
 

Для изготовления одежды и предметов домашнего обихода требовалась ткань. Использовалось два вида ткани - льняная и холщовая, сделанная из конопли.

Лен и коноплю сеяли после весенних заморозков. Особого ухода эти культуры не требовали, и поэтому площади посевов составляли до нескольких гектаров. Урожай льна и конопли сжинали серпами, связывали в снопы и поздней осенью замачивали в воде, где он находился до ранней весны.

В марте снопы сушили. Сначала на снегу, на весеннем солнце, а потом в жарко натопленной бане. После просушки лен и коноплю мяли мялками, чтобы отделить клетчатку (костру) от волокна; остатки костры отделяли чесалками. Полученное волокно (куделю) пряли прялками. Изо льна получали более тонкую пряжу, а из конопли - грубую.

После подготовки ткацкого станка и заготовки пряжи, начинался процесс ткачества. Пряжу с клубков наматывали на мотовилу и уже с него наматывали на основу, получая так называемые полумотки. Часть пряжи помещали на ткацкий стан - "наряжали", а другую - наматывали на цевки, которые вставлялись в челнок. Процесс ткачества очень сложный и трудоемкий. За день ткачиха могла выткать 50-70 см. Ткань для одежды была одноцветной, в основном белой, часть материала ткали с чередующимися поперечными полосами.
 

Бондарное дело

 

Посуда у старообрядцев в основном была деревянная. В поселениях были бондари, которые занимались изготовлением кадок, бочек, ведер и другой посуды.

Они обладали особым мастерством собирать бочки из отдельных клепок, т.е. досточек, выпиленных ножовкой по лекало и при сборке на обруче образующих окружность правильной формы. В нижней части клепки проделывали убором канавку для вставного днища. В такой посуде хранили как жидкие, так и сыпучие продукты.

Кроме клепочной посуды изготавливалась долбленая. Для этого использовалась выдержанная, абсолютно сухая древесина березы или осины. Для разной посуды подбирали нужный диаметр дерева. Долбили дерево специальными долотами в форме ложки, заостренной на конце (теслом).

Для удобства пользования долбленой посудой, в ее верхней части выпиливали ушки с отверстиями. В долбленой посуде хранили мед, соленья и другие продукты.


Кожевенное производство

 

Старообрядцы разводили крупный рогатый скот, свиней, лошадей. При забое скота, шкуры в основном использовали внутри хозяйства. Из кожи КРС и свиней шили обувь. Шкурами лошадей подбивали охотничьи лыжи.Выделка кожи требовала большого труда и умения. Сначала кожу вымачивали в известковом растворе несколько дней.

Затем помещали в раствор с корой дуба - дубили. На следующих этапах выделки кожу мяли специальными мялками, отделяли мездру, растягивали для просушки и снова мяли, придавая ей мягкость и эластичность.  Как уже сказано выше, из кожи шили обувь, сапоги, бутилы. Для пошива использовали специальные приспособления: выкройки, колодки, в зависимости от размера обуви. При шитье использовались дратва, иглы из свиной щетины и деревянные гвозди.

Для сохранения формы обуви и для прочности использовалась береста. Чтобы кожаные изделия не промокали, кожу мазали дегтем.

Следует отметить, что кроме перечисленных промыслов старообрядцам приходилось заниматься изготовлением предметов быта - сундуков, мебели, орудий труда. Мастерство умельцев постепенно оттачивалось. До наших дней сохранились красиво расписанные прялки, наборная упряжь, дуги, ставни с наличниками и многое другое. Все это говорит о том, что старообрядцы устраивали свой быт основательно и старались делать предметы не только добротными, крепкими, но и красивыми.

 

А. Голованов.

 

 

Вверх